Cемья Тихонова решила запатентовать образ Штирлица

На модерации Отложенный

Российские киношники сняли сериал «Исаев» о молодых годах Максима Максимовича.
И хотя авторы фильма сразу предупреждали, что не надо сравнивать новый фильм со старым - «17 мгновений весны», - они же сами на такие параллели наталкивали. По крайней мере в рекламных роликах перед фильмом мы видели фото актера Вячеслава Тихонова в образе Штирлица и звучала до боли знакомая музыка из «17 мгновений весны». Рекламная кампания сработала на ура. Но имели ли право продюсеры использовать чужую работу для рекламы своей?

Лицо Тихонова станет брендом?


Рекламный ход с Штирлицем-Тихоновым для привлечения внимания к «Исаеву» вызвал законное раздражение у семьи актера.

Ведь получилось так, что Тихонов как бы рекламирует своей прошлой игрой и славой совершенно чужой проект (который в том числе приносит и коммерческую прибыль), к которому не имеет никакого отношения. При этом разрешения у актера на использование его изображения в образе Штирлица никто не спрашивал. По словам его родных, создатели поступили некорректно и некрасиво - просто эксплуатировали для своих целей его прошлый труд. И теперь жена и дочь Вячеслава Васильевича собираются запатентовать изображение Тихонова в образе Штирлица. Они уже обратились за юридической помощью, чтобы в будущем коммерсантам было неповадно без разрешения использовать изображение Вячеслава Васильевича. Ведь, как оказалось, в России уже работают два ресторана, носящих название «Штирлиц», на стенах которых висят портреты Тихонова в роли Исаева.

Комментарий юриста Виктории ЛАЗИЧ:

- В России очень плохо развита система защиты авторских прав, не проработан закон. Но в случае с Тихоновым есть такая юридическая зацепка: если используется его изображение для рекламы товара, коммерческого продукта, который приносит прибыль, то по закону Тихонову, если он запатентовал свое изображение как бренд, должны причитаться дивиденды.

Поэтому Тихонову есть смысл запатентовать свое изображение - и тогда он сможет выставить судебный иск тем, кто использовал его образ, а значит, его успех и прошлый заслуженный труд для раскрутки некоего заведения или некоей продукции (в том числе и сериал), приносящей прибыль. В случае с рекламой фильма «Исаев» нарушены права Вячеслава Васильевича. Думается, начинать сколачивать успех новой ленты на чьих-то чужих заслугах нечестно. Руководству канала, снявшего сериал, пожалуй, стоило бы выйти к Тихонову для урегулирования этой неприятной ситуации. В противном случае осадок останется у всех. Тихонова слишком любит народ.

Сергей Урсуляк: «Не имею отношения к рекламе!»

Мы позвонили режиссеру Сергею Урсуляку.

- Сергей, вы говорили, что не хотели ассоциаций с «17 мгновениями весны». Но за счет рекламы ассоциации возникли!

- Я не имею отношения к рекламе! Я создавал только сериал. А за рекламу отвечает телеканал «Россия». Я действительно не хотел ассоциаций. Мы создавали свое кино.

- В рекламе звучит музыка из «17 мгновений», и в фильме...

- Что в рекламе, не знаю. А в сериале музыки из «17 мгновений» нет, но есть музыка Микаэла Таривердиева. Права на использование музыки получены у вдовы композитора.

Прототипом Исаева был разведчик Яков Серебрянский

Ходят споры, были ли реальные прототипы у разведчика Исаева. Многие считают, что это собирательный образ. Однако недавно стало известно, что один серьезный прототип у героя Исаева все-таки был.

По словам нашего источника, бывшего разведчика, Юлиану Семенову разрешили работать с документами в секретном архиве ГРУ. И там его потрясла биография советского разведчика Якова Исааковича Серебрянского. Это была легендарная личность. Прекрасно владел шестью языками, был начальником 1-го отделения ИНО ОГПУ (нелегальная разведка), одновременно оставаясь руководителем своей Особой группы (так называемой «группы Яши») при председателе ОГПУ. Под этим названием действовало независимое от иностранного отдела НКВД разведывательное подразделение, задачей которого являлось внедрение агентуры на военные объекты на случай войны, а также проведение диверсионных и террористических операций. Яков Исаакович успешно провел операцию по захвату в Париже 26 января 1930 г. председателя Российского общевоинского союза (РОВС) генерала А. П. Кутепова, которого сотрудники «группы Яши» втолкнули в автомобиль, сделали инъекцию морфия и доставили на борт советского парохода, стоявшего в порту Марселя... После этого Серебрянский приступил к созданию автономной агентурной сети в различных странах для ведения разведывательной работы, лично завербовал более 200 человек.

После начала национально-освободительной войны в Испании занимался закупкой и нелегальной поставкой оружия для республиканцев - например, пригнал в Барселону 12 военных самолетов под предлогом летных испытаний. За эту операцию Серебрянский был награжден орденом Ленина.

В ноябре 1936 г. Серебрянскому удалось внедрить своего агента в окружение сына Троцкого и захватить и переправить в Москву архив Международного секретариата троцкистов. Но, несмотря на все заслуги, в годы репрессий Серебрянского вызвали в Москву, посадили и по сфабрикованному обвинению приговорили к высшей мере наказания, а его жену - к 10 годам лагерей. Однако, поскольку началась Великая Отечественная война, благодаря ходатайству П. А. Судоплатова и вмешательству Л. П. Берия Серебрянский был амнистирован и все военные годы руководил разведывательно-диверсионной работой в Западной и Восточной Европе. Под его руководством, например, наши завербовали взятого в плен немецкого адмирала Эриха Редера. Затем в эпоху ликвидации «заговора Берия» как его пособник Серебрянский был взят под стражу, находился под следствием и 30 марта 1956 г. скончался в Бутырской тюрьме от разрыва сердца на допросе у следователя. Посмертно реабилитирован.

КСТАТИ

Трагичной оказалась судьба и консультанта «17 мгновений весны» Семена Цвигуна (в титрах указан как С. К. Мишин).

- Да, Цвигун выступал у нас под другой фамилией, он был засекречен, - рассказала «КП» режиссер Лиознова.

Знаменитый чекист Цвигун пострадал за раскрытие дела бриллиантовой мафии. Когда следователи вышли на любовника Галины Брежневой цыгана Борис а Буряце, тот попросил дочку генсека о помощи. Но курирующий следствие по этому делу зампред КГБ Семен Цвигун приказал Буряце арестовать. Дело приняло политический оттенок, были получены доказательства, что сама дочка Брежнева занималась контрабандой бриллиантов. Цвигун не побоялся вывести всех участников на чистую воду. Но довести дело до финала не дали, а оставили нераскрытым. Смелость Цвигуна стоила ему не только карьеры, но и жизни. По одной версии, после тяжелого разговора с Сусловым, понимая, что его карьера рухнула, он застрелился на своей даче в Усове. По другой - Цвигун якобы был убит сотрудниками КГБ, когда те пытались найти в его служебной квартире секретные документы, которые приказал изъять у своего зама председатель комитета Андропов.