Прогноз развития интерактивных сценариев.

Помню во время поступления на режиссёрский факультет Академии Искусств в Минске мне приходилось писать сочинение. Тогда были требования не только по объёму и безошибочности, но и по идеологическим нормам. Рядом сидели не только вчерашние выпускники школ, но и на вид взрослые люди – с опытом жизни и работы в разных отраслях, желавшие приобщиться к кино. Я не силён был в литературе и не любил писать сочинения, предпочитая научно-фантастические и технические тексты (на тот момент я был студентом 4 курса БГУИР), но желание стать ближе к телевидению привело в соседний ВУЗ для получения заочно второго высшего – гуманитарного. Очевидно моё восторженное отношение к перспективе работать на телевидении опытные преподаватели заметили и несколько насмешливо дали мне шанс – они то знали, что инженеры «весят» больше актёров, но получают меньше. И действительно – позже, когда мы уже освоились в аппаратных и студиях на Макаёнка, стало понятно, что инженерная аппаратная находится рядом с режиссёрскими и «проистекает» всё именно оттуда. Однако вернёмся к теме сочинения. Помню в нём я писал какие-то глупости вроде Ленинских тезисов о том, что «важнейшим для нас является кино» и пытался перещеголять соседей по парте в технических терминах, описывая способы получения психологических эффектов с помощью спецэффектов. К моменту, когда я успел нацарапать полстраницы, соседка размашисто заканчивала вторую и я ощутил безнадёжное своё интеллектуальное отставание от собравшегося в аудитории столичного бомонда, решившего потрясти мир своими будущими шедеврами. Сочинение оказалось несколькими годами ранее причиной провала при поступлении на физфак МГУ (заметьте – не журфак), там я допустил лишнюю грамматическую ошибку. Однако месяцем позже поступить в РТИ слабое знание русского мне не помешало – я пришёл с джентльменским набором микрофотографий сочинений на все темы сразу и конечно бы прекрасно сдал экзамен, дав сегодня повод представителям СК заявить (вроде Маркина в России относительно Пономарёва), что у меня нет высшего образования из-за нарушений при поступлении… Однако всё оказалось гораздо хуже – бдительный экзаменатор после часа моего списывания заметил «подпольщика» и собрался было удалить меня, похоронив таким образом будущего инженера, однако увидев пятёрки по физике и математике в зачётном листе решил дать мне шанс, забрав шпаргалки и поменяв мне тему сочинения. Не помню фамилию этой замечательной преподавательницы – с 1987 года прошло слишком много лет - 28, но тогда я не мог предположить, что меня ждёт столько невероятных поворотов в моей жизни благодаря её доброте.

И вот опять висело на волоске моё потенциальное будущее, опять из-за сочинения. Не спроста я вспомнил о нём сейчас – не исключено, что тогда мне снова помогла какая-либо добрая творческая личность, поскольку сочинение, гроша ломаного не стоящее, не помешало мне поступить в Академию. Добрые дела вызывают такую же цепную реакцию, как и плохие – стоит сделать зло, и оно вернётся к тебе, но уже снежным комом проблем, иногда не связанных с изначальной причиной. Так же и добро – возвращаю теперь людям то сочинение, которое должен был написать ещё при поступлении, как технический специалист, способный прогнозировать развитие интерактивных средств взаимодействия большой творческой группы (сценаристов, режиссёров, актёров и инженеров) со зрителем. Появление телевидения высокой чёткости формата 8К и начало регулярного спутникового вещания в этом формате задаёт новые границы эмоционального воздействия, невообразимого 25 лет назад. Тогда я сидел в эфирной аппаратной и выдавал в эфир фильмы, за которые теперь стыдно, поскольку «киношедевры», в которых каждые 5 минут убивали, стреляли и избивали всем уже изрядно надоели. Пришло время интеллектуального кино, но тут мы столкнулись с проблемой – администрация диктовала условие – максимальный охват зрительской аудитории. А это значит фильм должен быть интересен детям взрослым, глупым, умным, весёлым и злым… Увы, монструозные сценарные нагромождения обычно вызваны именно этими условиями. Но создать фильм, способный навсегда запомниться и стать философским стержнем в дальнейшей жизни можно только при выполнении нескольких обязательных условий, которые хорошо укладываются в логику «нейропрограммирования». Этим знанием пользуются с целью пропаганды и ведения политической информационной войны, однако технология может использоваться и для пользы обществу, но очевидно не в рыночных условиях. Рынок предпочитает зомбированных рекламой потребителей с большими кошельками, но маленьким интеллектуальным потенциалом, недостаточным для самостоятельного анализа ситуации.

Таким образом за последние десятилетия сложился стереотип «рыночного кино», которое потоком на конвейере производится на кинофабрике, а транслирует его новое поколение чернорабочих этой фабрики, которым ещё «не стыдно». Любопытно, что произойдёт, когда этому же творческому персоналу предоставят оборудование 8К? Они что – начнут ориентироваться на Зрителя? Увы – они будут продолжать «охватывать» аудиторию… Так их запрограммировали рыночные условия. Другой клинический случай в журналистике – когда под Зрителем понимают конкретно своего начальника (в более общем – президента). Тогда появляется эффект «отчётности перед народом» у каждого интервьюируемого, возникает впечатление, что Зрителя уважают, но это скоро проходит, поскольку вы начинаете понимать, что всё показанное очень далеко от вас. Итак, мы пришли к пунто марждинале – для точного попадания в сферу интересов необходимо как соответствующее настроение зрителя, так и его уровень интеллекта, знаний и эмоциональный диапазон (точкой которого и является настроение). На языке математики, как становится понятно, можно представить функцию векторного пространства, описывающую состояние интерактивного взаимодействия зрителя с происходящим на экране и заранее предусмотрев логическое ветвление, оперативно реагировать на отклик зрителя, направляя сюжет в оптимальное сценарное русло, заботясь о «потерянном времени». Именно этим умением отличаются опытные лекторы – они не просто приходят потрепаться, а добиваются цели – повышают уровень понимания слушателей. И если аудитория не готова воспринимать информацию – нет смысла сотрясать воздух идеями о корпускулярно-волновом дуализме, тахионными теориями нелокальных взаимодействий или учить программировать тех, кто верит в скорое второе пришествие. Я хочу этим сказать, что сценаристы должны ориентироваться в первую очередь на разумного зрителя, а не на освоившую грамоту обезьяну, которая ищет способ всё взять и поделить, для чего ей нужны всё более мощные танки, ракеты и самолёты.

Системы видеонаблюдения научились отслеживать «подозрительное поведение» пассажиров, что значит в системе распознавания образов заложены азы психологии поведения человека, а значит способна система распознавать подсознательные реакции не только для выявления террористов, но и для интерактивного взаимодействия телевизионных систем со зрителем. Несложно предположить, что следующим шагом в развитии кино будет интерактивный сценарий, содержащий не поток картинок, а набор инструкций, что именно генерировать на экране в случае детектирования эмоционального отклика или ответа зрителя. Конечно такие системы наибольший эффект принесут для обучения и поддержания уровня знаний, в качестве научно-популярных лекториев и тренингов, полезных игровых прогнозирующих и корректирующих электронных помощников. Похоже бабки-гадалки отомрут с появлением таких систем окончательно…

В заключение хочу сказать, что использование 1200 компьютеров в национальной библиотеке только в качестве электронных книг – это самый бесперспективный бизнес план, который только можно придумать. Мне это было понятно ещё в 2006 году, о чём я писал и даже общался как-то в Минске с генконструктором проекта (фамилия кажется Кремнёв). Тогда ещё не было у каждого по смартфону в кармане, на котором можно из сети скачать и почитать нужную книгу в любом удобном месте. Использование тысяч компьютеров менее чем на 1 процент – вот результат хозяйственной деятельности человека, которого аналогично можно заставить идти стрелять из пушки по мирным гражданам, разрушать дома. Другая крайность – заставь дурака нефть добывать, так он её всю выкачает и сожжёт… Миллионы «винтиков» общественного механизма разрушают экологию собственной планеты, удивляясь, почему участились катаклизмы, производя массу ненужной техники. Впрочем, с появлением FullHD планшетов ноутбуками можно конечно и гвозди забивать – не пропадать же добру! Отмирание ждёт таким образом и традиционный кинопрокат. Я бы переименовал бывший кинотеатр «Родина» - в информационный центр ИЦ «Родина», а сервер сделал бы многофункциональным 3Д интернет-окном в мир, формата 4К, которого нет пока в домашних условиях.

12 июня 2015 г. Конструктор Гаврук В. В. МТС +375 29 8464082 г. Осиповичи ©