Реформизм и социальная революция.

В анархистской среде часто можно встретить термин "реформизм". Как это обычно бывает, само слово прижилось, и стало очередным идеологическим клише, который принято вешать на оппонентов. Или же сам термин ошибочно воспринимается как любая борьба, кроме непосредственно революции. Реформизмом объявляются борьба в защиту выселяемых общежитий, борьба на рабочем месте, борьба за сохранение окружающей среды... фактически, реформизмом объявляется вообще все, кроме самой революции. Или, как минимум, баррикад, боев с полицией и прочего. Это ошибка. Объясним разницу между реформистским подходом и подходом революционным.

Реформистский подход - это борьба за изменение существующей общественной системы в "лучшую сторону". Вера, что можно "улучшить" это общество. Борьба за принятие или отмену каких либо законов. Или же борьба с отдельными негативными проявлениями существующей системы, как конечная цель. Борьба в рамках системы за улучшение системы.

Революционный подход - это борьба за полную смену самой системы и замену всех её общественных институтов. Борьба против самой существующей системы.

Зачастую поверхностное понимание этого вопроса рождает утверждения, что любое участие в социальных конфликтах, любое участие в рабочей, экологической, социальной борьбе - есть реформизм. И наоборот - любое несанкционированное шествие, драка с полицией, беспорядки - объявляются "революционным действием". Это совсем не верно.

Несанкционированные шествия, драки с полицией, погромы - все это просто метод. Вряд ли кому то придет в голову называть "революционным движением" футбольных фанатов. На вопрос же, как приближает революцию зажженный файер вряд-ли можно получить адекватный ответ. Драки, погромы и нелегальные демонстрации сами по себе могут быть просто развлечением, как в случае с футбольными фанатами, а может быть медиа-поводом для привлечения внимания к какой либо проблеме или движению, как это было у анархистов и антифашистов конца нулевых. А может быть и вполне реформистским - содержа, например, требования принятия или отмены какого либо закона.

Или же даже прямо реакционным, содержа реакционные требования. Политический радикализм и акционизм сами по себе не являются ни революционными, ни реформистскими - эти вещи лежат в другой плоскости, плоскости методов политического действия.

Тоже самое касается и социальных конфликтов и движений. Можно участвовать в конфликтах, пропагандируя там легалистские методы, обращения в суды, голосования за "правильные" партии, идею о том, что достаточно сменить "плохую" власть на хорошую, отменить "плохой" закон или принять "хороший". Это будет реформизмом. Социал-революционный же подход заключается в донесении в ходе этих конфликтов революционной идеи о том, что частные проблемы, с которыми столкнулись люди в данном социальном конфликте, являются системными, порождены существующим порядком вещей и никак не могут быть решены в рамках данной системы. В пропаганде коллективного прямого действия простых людей, в обход существующих государственных институтов, для решения возникших проблем. Тоже самое можно сказать и о социальных и волонтерских движениях. Если эти движения ставят своей конечной целью "борьбу за все хорошее", против экспериментов над животными, торговцев наркотиками, педофилов, за или против права на брак для сексуальных меньшинств, за или против принятия каких либо законов - то это движения реформистские. Если же движения заняты борьбой с частным проявлением капитализма, но в ходе этой борьбы объясняют людям, что данная проблема никак не может быть решена в рамках существующего режима, и используют такие движения для пропаганды своих идей и для организации простых людей в собственную силу, противостоящую силе государства и капитала - то эти движения революционные.

Социальная революция немыслима без организации простого народа в собственные структуры, в которых доминировали бы социал-революционные идеи. А потому та борьба является социал-революционной, которая нацелена на организацию масс и пропаганду среди них революционных идей.