Кризис обозначился ещё в 2013-2014 годах
Перспективы экономики
"Должен быть отклик бизнеса и общества, выражающийся в появлении доверия между государством, бизнесом и обществом, в закреплении иных общественных настроений. Пока же мы их чаще портили..."
Приближается полугодие 2015-го года. После испытаний декабря прошлого года и подведения итогов 5 месяцев текущего можно было услышать и прочитать различные оценки и прогнозы. Самым большим оптимистом показал себя, пожалуй, А. Улюкаев: он предвидит возобновление экономического роста уже во втором полугодии. Оптимистичен последний прогноз МВФ. Более осторожны были А. Кудрин и Э. Набиуллина. Алексей Леонидович ожидает продолжение спада до середины 2016-го года и довольно высокую инфляцию, при которой рост вообще-то возобновиться не может. Нельзя забывать, что рубль заметно упал. Даже после частичного восстановления за доллар дают ныне не 30-35 рублей, как в середине 2014-го года, а 55-56 рублей. Сокращение спроса при этом очевидно. Возможности кредита также значительно уменьшены. Множество предприятий в долгах. Короче, я бы не надеялся на краткосрочные перемены к лучшему. Ну, а вообще такие надежды могут появиться?
Я уже как-то напоминал, что революционные перемены в нашей стране произошли только 25 лет назад. Ну, 30 лет, если брать с начала перестройки Горбачёва. Это очень мало, обычно несомненные успехи обозначаются при подобных преобразованиях за более длительные периоды. Правда, результаты реформ Л. Эрхарда в Германии после II Мировой войны явно обозначились уже через 5-6 лет, в Польше после реформ Л. Бальцеровича их успех можно было признать уже через 2-3 года. Но и у нас уже через 9-10 лет, к 2000-2001 гг. стала очевидна победа рыночной экономики, пусть и в самом приближенном виде. А к 2008-ому году восстановительный рост показал превышение основными показателями благосостояния уровня 1990-го года.
Потом кризис 2008-2009 гг., после чего в 2010-2011 гг. мы наблюдали устранение последствий кризиса. Но ещё через 2 года, когда мировой кризис стал преодолеваться, у нас снова стали снижаться темпы роста.
В 2014-ом году при очевидном обострении кризисных явлений темп роста составил +0,6%, а в нынешнем году за истекший период мы имеем рецессию –4,4 %. Естественно, это отчасти проявление последствий прошлого года. Но ведь и признаков качественного изменения трендов, сложившихся в 2012-2014 гг., пока незаметно.
Позитивные сдвиги против конца прошлого года, конечно, есть. Валютный кризис декабря остановлен очевидно удачными решениями Банка России. Но, на мой взгляд, для реального оптимизма оснований пока нет.
Валютный кризис, как я уже отмечал, – I фаза более длительного и серьёзного, структурного кризиса, – пройден. Но сейчас мы наблюдаем кризис в реальной экономике. Это II фаза, она только начинается.
III фаза – инвестиционный кризис, обозначился ещё в 2013-2014 гг., но он грозит быть самым продолжительным, даже не знаю насколько. Но его завершение обозначится только с началом роста инвестиций, причем подчеркну – частных и более эффективных, чем наблюдавшиеся у нас до 2008-го года. Для этого требуются серьёзные институциональные изменения, на сходный с прежними рост нефтяных цен надеяться не стоит. А такие изменения, ко всему, не дают быстрых результатов. Должен быть отклик бизнеса и общества, выражающийся в появлении доверия между государством, бизнесом и обществом, в закреплении иных общественных настроений. Пока же мы их чаще портили.
До встречи.
Евгений Ясин
Комментарии
Мало их, отпускников по сельпо бродят?!..)
Комментарий удален модератором