Окна Овертона

На модерации Отложенный

    Всегда интересно смотреть америкосовские боевики. То, что Голливуд это не только фабрика грёз, но и мощнейщий пропагандистский рупор - давно не секрет. Вот посмотрел фильм "Немыслимое" (Unthinkable, 2009) . Лично меня крайне поразил второй, скрытый смысл увиденного, подсознательные послания. Учитывая же год создания (снимать минимум должны были начать в 2008) и текущие арабо-африканские события, анализ получается крайне занимательным:

   1. Смена вектора запугивания потенциального противника. Если раньше нам показывали в основном американских героев-одиночек, которые решали проблемы путём личного самопожертвования, то теперь мы видим скоординированную ГРУППУ ни перед чем не останавливающихся профессионалов. То есть не только вид, но и уровень запугивания возрастает на порядок.

   2. Значительное повышение градуса "ответных мер". Не припомню, чтобы вот так натуралистично в американском кино показывали пытки и допросы с пристрастием. Конечно, сюжет триллера предполагаает определенный уровень страха, но когда психологическая схватка значительно уступает в зрелищности и напряжении сценам отрезания пальцев, возникает вопрос - а что здесь главное. Но скорее всего физическая боль и мучения показаны не просто так - противники должны знать, что Америкосы готовы абсолютно на всё ради своей безопасности. А жалкие попытки агента-женщины взывать к человечности заканчиваются окровавленным скальпелем в её руках. Так что "сомневающимся" тоже преподают урок. Плюс немаловажное замечание Джексона - "он протвник, мы на войне" , "он вне гражданской юрисдикции". То что нам вскользь рассказывают историю его жены - боснийки, лишний раз это подчеркивает. Кто же мог убивать и насиловать мирных мусульман - конечно злобные христиане - сербы и хорваты, которые в результате достойны только смерти, а не военного суда. Вобщем дальнейшие реальные действия америкосов это только подтверждают – церемонится с противниками больше никто не собирается.

  3. Явное разделение мусульман на "хороших" и "плохих". Вот например жена Джексона - правильная мусульманка, живет тихо, мужу обеды носит, массаж шеи делает. А вот плохой Юсуф, который незаконно ввёз плутоний, сделал бомбы и взрывает торговые центры.

Тоже мессидж – сидите тихо и будет вам щастье. А плохих будут мучать и отбирать у них вожделенное американское гражданство. И кстати обратите внимание, как была убита жена-мусульманка Юсуфа– ей перерезали горло, как барану, то есть открыто надругались над её верой. Стрелки на карте и упоминаемые страны – Пакистан, Иран, тоже видимо тоже дают ясно понять, где расположено мусульманское «зло».

  4. Вовлечение афроамериканцев в столкновение с арабами. Кто главный мучитель? Ниггер. Кто солдат, охраняющий преступника – ниггер. Учитывая растущую популярность ислама в негритянской среде можно предположить, что этот клин вбивается неспроста. А если учесть будущие операции в Африке, то тем более. Ведь там придется убивать и мучать братьев по крови.

  5. Роль России в процессе международного ядерного терроризма. Грязные намёки на то, что плутоний своровали в России, да еще во время инспекционной проверки, даже не обсуждаю. С одной стороны это стало общим местом в американском кино - показывать нас как разгильдяев, с другой – внедрение в подсознане мысли, что мы напрасно обладаем ядерным потенциалом, – давно разрабатываемая тема. Но в связи с упоминанием Ирана и ядерных материалов это приобретает двойственную окраску. Нас как бы неявно причисляют к пособникам террористов, при этом регулярно акцентируя ракурс не на бомбе, а на баллонах с надписями по-русски.

   6. Хитроумности теророристов можно противопоставить только крайнюю жестокость и насилие. Явное издевательство над результатами оперативной работы ФБР, последняя истерика Джексона и сцена, где тикает ненайденная бомба оставляют в результате только один очевидный ответ – чтобы спастись надо было продолжать резать детей на глазах у Юсуфа. Вот где облажались нерешительные военные и мягкотелые дяди из Вашингтона. Вот он - новый вектор политической воли: добиваться своих целей несмотря ни на что и любой ценой. Что мы и продолжим наблюдать в ближайшем будущем.

А может это просто очередной остросюжетный фильм для приятного времяпровождения?

 Сергей Майоров       .