Кошмар коалиций для ВВП

Война всех против всех была бы не так опасна для Путина, если бы не коалиции, особенно коалиции тяжеловесов, которые начинают формироваться вокруг президента как бы сами по себе, без отмашки или разрешения с его стороны.

Такой коалицией была, например, группа Сечин-Устинов-Фрадков в 2006 году; Путин разгромил ее как партию «третьего срока», как только она набрала силу и подняла голову.

Новая коалиция днями появилась на наших глазах: говоря об окружении президента, которое стало мишенью западных СМИ, Иванов перечислил несколько фамилий  достойных соратников Путина, за которых он «готов поручиться». Назван был очень странный состав персон: питерцы Бортников и Николай Патрушев, почему-то Шойгу и Сергей Лавров, ну и сам Иванов по умолчанию.

Бывший советник президента, ныне оппозиционер Андрей Илларионов поспешил назвать «пятерку» грядущей хунтой, которая может сместить Путина. Но, кажется, речь идет не совсем об этом. Перечисленные выше люди — члены Совета безопасности, которые, насколько можно судить по оговоркам кремлевских чиновников, в последнее время всегда выступают на этой площадке с заранее согласованной позицией.

Кажется, речь идет об узком круге людей, которые как будто что-то пообещали друг другу и держат данное слово.

Если так, то в Совбезе, который, собственно, и правит в России с февраля прошлого года, определяет ее внутренний и внешний курс, появилось узкое политбюро, в которое не входит ни сам Путин, ни Медведев.

Но и идея про хунту не так уж плоха. В этом политбюро есть как минимум один полноценный кандидат в президенты — Шойгу, и один готовый премьер — сам Иванов. Публичное перечисление фамилий участников «политбюро» как будто должно дать Путину понять, что уволить кого-то из этой пятерки без скандала не выйдет — остальные выступят против.

Эта коалиция первая в новом сезоне, но далеко не единственная.

Союзников ищет и Медведев (пока, впрочем, безуспешно), и Сечин, и либерал Греф, и другие члены путинской команды. Что делать с такими коалициями, пока не понятно, но очевидно, что возникают они исключительно в контексте выборов 2018 года, до которых осталось не так много времени. Похожая ситуация в 2005 году привела к гонке преемников: конфликт внутри окружения Путина был опубличен, институализирован и загнан в цивилизованные рамки. Теперь такой вариант вроде как не годится: Путин вряд ли пожертвует правом на четвертый срок, чтобы драка соратников приняла цивилизованные формы.

Но что делать с людьми, ожидания каждого из которых Путин уже не раз обманывал, как обмануть их снова, чем привлечь на свою сторону, как поссорить их, особенно тех, кто очевидно не хочет ссориться? От ответов на эти вопросы и зависит будущее президента.