Путин обманул Рахмона

На модерации Отложенный

Президент среднеазиатской республики приехал за 2 млрд. долларов, обещанных ему в 2004 году, иначе выгонит нашу армию вон

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в среду, 21 октября, прибыл в Москву. Уже вечером он встретится за ужином с президентом РФ Дмитрием Медведевым в Барвихе. А в четверг состоятся официальные переговоры, которые должны завершиться подписанием эпохального соглашения по статусу и дальнейшему пребыванию 201-й российской военной базы в Таджикистане.

Впрочем, контекст визита свидетельствует, что в российско-таджикских отношениях все далеко не безоблачно, и уверенности в благополучной судьбе российской военной базы, как минимум нет. Подписание соглашения вполне может сорваться в последний момент. А встреча президентов – оказаться столь же безрезультатной, как и последнее по времени рандеву Медведева и Рахмона - 26 февраля нынешнего года, когда они всего то лишь порыбачили вместе.

Главное противоречие между Таджикистаном и Россией: Душанбе желает получать арендную плату за пребывание российских военных на территории республики, Москва отказывается, ссылаясь на подписанное ранее соглашение, по которому российские военные дислоцируются в республике безвозмездно.

В Москве таджикский лидер также намерен получить ясность относительно судьбы обещанного ему еще в 2004 году российского кредита в 2 млрд. долл., а также обязать Россию выплачивать Таджикистану арендную плату за пребывание на территории республики 201-й российской военной базы.

Из досье «СП»:

Москва и Душанбе в октябре 2004 года подписали соглашение, по которому Россия вкладывает 2 млрд. долл. в строительство крупнейшей в регионе Рогунской ГЭС. Таджикистан, в свою очередь, предоставляет свою территорию для российской военной базы безвозмездно в бессрочное пользование. Кроме этого, Таджикистан в счет госдолга передал Москве оптико-электронный комплекс «Нурек», с помощью которого ведется слежение за космическими объектами, за символические 39 центов(!) в год. Душанбе обещанных инвестиций не получил.

После развала СССР на территории Таджикистана осталась 201-я военная мотострелковая дивизия, впоследствии получившая статус российской военной базы. В годы гражданской войны (1992-1996 гг.) в Таджикистане российские военные принимали активное участие в наведении конституционного порядка и оказывали военно-техническую помощь правительственным силам. Сегодняшние функции российская военная база (РВБ): поддержание мира и стабильности в Центрально-азиатском регионе; поддержка таджикских пограничников на границе с Афганистаном; оказание помощи вооруженным силам республики. В состав российской военной базы входят три гарнизона - в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе и отдельная вертолетная эскадрилья.

Душанбе, считает, что Россия не выполнила своих обещаний по строительству Рогунской ГЭС, и требует изменение формата пребывания российских военных на своей территории. По информации источника в МИД Таджикистана, власти запросили 300 млн. долл. в год арендной платы за 201-ю базу; ограничение и взятие под контроль находящейся там военной техники и оружия, а также безоговорочную поддержку со стороны российских военных в случае возникновения внутренней нестабильности. Другими словами, командование базой в экстренной ситуации должно перейти к президенту Таджикистана Эмомали Рахмону. Москва посчитала эти требования необоснованными. Тем не менее, на переговоры согласилась.

В начале сентября в Душанбе приезжал министр обороны России Анатолий Сердюков. Тогда итоги встречи стороны комментировать отказались. «Счета предъявлены, и обсуждение идет серьезное. Но стороны далеки от согласования позиций», - сказал «СП» источник в таджикском МИДе.

Это и понятно. Два года подряд Таджикистан переживает энергетический кризис. Запуск Сангтудинской ГЭС-2, которую построила российская компания РАО ЕЭС, проблему не решит. Транзитный Узбекистан не дает разрешения на поставки туркменского электричества в Таджикистан, ссылаясь на туманные причины изношенности ЛЭП.

Строительство Рогунской ГЭС, запуск которой позволил бы решить энергетические и экономические проблемы, откладывается на неопределенное время. Своими силами Душанбе эту грандиозную стройку, которая оценивается в 5-7 млрд. долл., не осилит. Создать концерн, после того как Ташкент заявил протест на строительство крупных гидроэнергетических сооружений в верховьях трансграничных рек, Таджикистану не удалось. Более того, Узбекистан поддержала Россия. Что стало для Душанбе едва ли не еще большим разочарованием.

Предстоящая зима для Таджикистана ожидается не менее тяжелой, чем прошлая, когда республика буквально вымерзала. Рахмону необходимо решить вопрос обеспечения населения электричеством и газом. Накануне отъезда в Москву он принял российского министра энергетики Сергея Шматко, с которым обсудил вопрос участия России в энергопроектах в Таджикистане. Таджикский президент назвал неудовлетворительным исполнение большинства двухсторонних соглашений, особо подчеркнув ситуацию со строительством трех среднемощностных ГЭС на внутренних реках Таджикистана в Раштской долине.

Недоволен Рахмон и работой российского «Газпрома»: из четырех газовых месторождений, которые были переданы компании, только на одном месторождении начались разведывательные работы. Хотя уже к 2010 году российская компания обещала частично обеспечить республику собственным топливом.

Руководитель Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов считает, что республика вынуждена идти на крайние меры из-за сложной экономической ситуации. «Таджикистан 17 лет ждал, что Россия поможет нам построить Рогунскую ГЭС. Все эти годы Москва нас обнадеживала и при этом не допускала других инвесторов. То, что сегодня Душанбе хочет денег за пребывание базы - это компенсация за все. Думаю, что 300 млн. долларов - сумма не такая большая. А опасения, что Россия выведет войска из Таджикистана, беспочвенны. Россия никогда не пойдет на этот шаг», - отметил политолог.

Впрочем, как неоднократно заявляли таджикские чиновники, в сохранении 201-й российской военной базы заинтересован и Таджикистан. Вопрос о ее выводе никогда со стороны официальных властей Таджикистана не ставился. Но пришло время, говорят в Душанбе, учитывая позиции России в регионе, отстаивать и собственные национальные интересы.

Одновременно Душанбе ведет переговоры с Вашингтоном по поводу использования воздушного и сухопутного транзитных коридоров Таджикистана для переброски грузов в Афганистан. Корреспонденту «СП» стало известно, что власти предложили США для этих целей использовать аэродром «Айни», расположенный в 15 км от таджикской столицы. По мнению экспертов, Таджикистан, как и соседи по региону - Киргизия и Узбекистан, пытается извлечь от антитеррористической операции в Афганистане материальную выгоду. При том, что уже в киргизском аэропорту «Манас» находится американская военная база, а в Узбекистане силы НАТО используют аэропорт Навои.

В прошлом году президентами Медведевым и Рахмоном было подписано соглашение об использовании «Айни» Россией. Но оно не вступило в силу, так как у сторон возникли разночтения: Кремль настаивает на безвозмездной эксплуатации объекта, а таджикское руководство с этим не соглашается. В результате Таджикистан остановил выбор на США. Но, по мнению эксперта московского Центра Карнеги, профессора Алексея Малашенко, маловероятно, что американцы заинтересуются этим объектом. «Судя по всему, на данном этапе их устраивает сотрудничество с Узбекистаном», - сказал «СП» Малашенко. Эксперт считает, что переговоры лидеров России и Таджикистана будут сложными. Но торг возможен. Главное договориться по энергетическим вопросам. Но их, считает эксперт, нужно решать в треугольнике - Россия, Таджикистан, Узбекистан.