Почему плохо редактируются законы и национальные стандарты

На модерации Отложенный

В настоящее время в прессе вдруг вспомнили о надежности, одной из характеристик которой является вибрационное состояние оборудования.

В статье Владимира Неймана члена комитета РСПП по техническому регулированию ( Время Новостей - 17.10.09) прочитал, что наши некоторые законы и отечественные стандарты, в том числе Закон о техническом регулировании, имеют концептуальные изъяны. Вот и вчера на сессии комитета ТК-183, который обсуждает и принимает важнейшие документы в области вибрации и технической диагностики, определяющие надежность оборудования всех отраслей экономики, принимались очередные 9 нормативных документов - национальных стандартов по балансировке и вибрационной диагностике. На итоговом совещании присутствовал от энергетики 1 человек - автор данной заметки. Как член этого комитета хочу подчеркнуть следующее:
Почему-то сегодня, во времена безумных трат денег, на важнейшие государственные процедуры не хватает: -ни внимания чиновников, отвечающих за надежность; -ни денег, выделяемых на разработку и экспертизу стандартов; - ни денег, выделяемых на разработку, исследование и внедрение совершенных систем виброконтроля, мониторинга и диагностики и на обучение в этой области. Мы, эксперты, делаем эту работу бесплатно на благо общества. Так же как мы 10 лет работали бесплатно в экспертном Совете по вибрации при РАО "ЕЭС России". Однако, за эти годы ни один ответственный чиновник РАО не созволил реализовать те предложения, которые раз в 2 года принимались на Всероссийском научно-техническом Совещании под эгидой РАО и редактировались членами экспертного Совета. В результате все важнейшие вопросы, в том числе и по диагностике и надежности были пущены на самотек.

Во времена Союза на Всесоюзных Совещаниях по вибрации и диагностике, которые часто проводились в павильоне энергетики и электрификации ВДНХ, в президиуме сидел Министр энергетики, или его заместители. Они были прежде всего специалистами и понимали роль и необходимость таких совещаний, на которых собирались лучшие ученые и практики в области вибрации и вибационного обслуживания, обменивались достижениями и принимали важнейшие решения. Потери от высоких вибраций весьма ощутимы с точки зрения экономики. Сегодня они по разным причинам возросли на порядок и исчисляются сотнями миллионов рублей в год для каждого ОГК, ТГК из-за частичных и полных простоев стареющих энергетических блоков. И это возникает при том, что сегодня разработаны неплохие компьютерные системы, так называемые системы АСВКМД, которые позволяют существенно снизить названые убытки.

Причин здесь много, и все они связаны воедино.

1. Резко упало качество ремонтных работ из-за искуственного развала крупных ремонтных трестов и тех негативных явлений в организации ремонта и трате средств на ремонт, которые были обнаружены комиссией после аварии на Саяно-Шушенской ГРЭС;

2. Никто не готовит сегодня ни специалистов по балансировке, ни по диагностике энергетического оборудования, а там где эти вопросы частично даются, будущие специалисты-диагносты слабо знакомятся с обектами диагностики и наладки. Неоходимо на всех профильных кафедрах по направлениям машиностроения организовать обучение в названом направлении;

3. В разработке нормативных документов сегодня практически не принимают должного участия крупнейшие специалисты и ученые из-за отсутствия материальной заинтересованности. Документы готовятся наспех, однобоко с грубыми ошибками и неувязками.

Вместо одного базового документа готовятся десятки по одним и тем же, но взаимосвязанным вопросам. Практикам трудно ориентироваться в таком количестве документов.

4. Я уже говорил об отсутствии внимания, теперь, со стороны Минэнерго к данным вопросам. В результате, те нормативные документы, которые сегодня уже нужны, дай бог, если будут разработаны и введены в действие через два года, так как это не простая работа. Старые нормативные документы и ПТЭ (правила технической эксплуатации электростанций..) отстали от современных национальных стандартов на 20 лет. А по таким вопросам, как техническая диагностика, отраслевые документы вообще отсутствуют.

5. Сегодня на большинстве электростанций, оснащеных системами АСВКМД, на что потрачены миллиарды рублей, нет специалистов, умеющих анализировать вибрационное состояние и правильно планировать ремонтные работы. Грамотных специалистов резко не хватает.

Отсюда следует, что собственники не только не умеют управлять надежностью, они не хотят вкладывать деньги в управление оборудованием по техническому состоянию, в создание групп диагностики, а в результате тратят миллиарды на проведение длительных ремонтов из-за внезапных простоев, что накладно, особенно, в зимнее время года. Периодически наступают времена, когда половина мощностей крупной электростанции простаивает из-за низкой надежности. Многие ОГК и ТГК это не афишируют, так как в условиях "лишних" мощностей, пока можно вопрос закрыть.Однако, если будут настоящие холода, что ожидается этой зимой, то может возникнуть проблема с обеспечением ряда районов, если выйдет из строя внезапно, хоть один крупный блок.

Системные операторы игнорируют реальное состояние оборудования. И в тепловой генерации заставляют работать крупные блоки со значительными разгрузками, что опасно для больных машин.

У того же в. Неймана в статье "Институт вибрации" (Время Новостей 15.10.09)читаем предложение о необходимости создания института вибрации. Кстати, в США такой институт есть. Однако, наивно полагать, что в рамках одного института можно закрыть все отрасли. Для нескольких базовых отраслей общими могут быть только инструменты и некоторые способы обработки информации, а специфика каждой отрасли такова, что там сложились свои методы наладки, диагностики, балансировки, так как весьма велики конструктивные и физические отличия тепловой турбины от гидротурбины или от газовой турбины и компрессора самолета или газоперекачивающей станции. Так что Минэнерго необходимо озаботиться созданием центра технической диагностики (институтом), из которого можно было бы как в ЦДУ управлять надежностью энергетического оборудования. Можно на единой основе подготовить совместно с МЭИ, МИФИ, МВТУ, СТАНКИНОМ и др. университетами, специалистов. В любом случае, необходимо для этих целей на каждой станции создать такую группу. Так на лучшей "газовой" электростанции в Костроме такая группа состояла из 9 человек. Так как, кроме 9 крупных турбогенераторов на такой станции имеется еще более 600 различных насосов, вентиляторов, дымососов и т.п.

Все решения на сегодня для этого есть. В ОГК-5 и других работают системы удаленного доступа, техническое состояние большинства турбоагрегатов выведено на компъютеры в Москве. При системном подходе траты в государстве на порядок меньше, чем при таком, когда каждый кулик будет бултыхаться в своем болоте.