Капсоревнование Греция vs. Украина — «кто сдохнет первым»?

На модерации Отложенный

gruk

Сложно сегодня точно сказать, кто первый начал (скорее всего всё-таки Ципрас), но Греция вступила с Украиной в, так сказать, «капсоревнование»: кто из них первым объявит дефолт.

 

У каждой из двух стран есть свои преимущества и недостатки в этой гонке. Греция после победы ЦИРИЗА на парламентских выборах уже заявляла про готовность объявить дефолт, но поскольку она является членом ЕС и её дефолт угрожает стабильности еврозоны в целом, то высшее руководство ЕС и ЕЦБ достаточно долго уговаривало их не делать этого, а согласиться на реструктуризацию долгов. Что давало грекам возможность торговаться, выставляя свои условия.

 

Украинское правительство, протащив через Верховну Раду возможность объявлять мораторий по выплате долга, попыталось собезьянничать и сыграть со своими кредиторами в ту же игру, больше напоминающую шантаж. Но не учло нескольких обстоятельств.

 

1. Крупным держателем греческого долга является Европейский Центробанк (ЕЦБ). Поэтому руководство ЕС может влиять на его политику, склоняя к реструктуризации долгов – превращая экономическое спасение Греции в политическое решение. Но основными держателями украинского долга являются частные инвесторы, в том числе специализирующиеся на корпоративных банкротствах (так называемые «vultures», «стервятники»). И им на политическую волю ЕС или США наплевать.

 

2. Украина не является членом ЕС и не входит в еврозону. Поэтому её дефолт существенного влияния на экономику Евросоюза не окажет. Nobody cares.

 

3. Большая часть украинского внешнего долга имеет форму евробондов, выплаты по которым гарантированы британскими трастовыми фондами и находятся в британской же юрисдикции. И никто ради Украины банкротить собственные трасты или разрушать собственную финансовую систему, формировавшуюся столетиями, не будет.

 

На днях министр внутренних дел Греции Никос Воутсис заявил, что страна не не погасит долг перед Международным валютным фондом в следующем месяце, поскольку у нее нет денег.

 

«Четвертый транш выплат МВФ в июне составляет 1,6 миллиарда евро, этих денег нет и они не будут выплачены», – сказал Воутсис.

 

В то же время министр финансов Германии допустил возможность введения в Греции параллельной валюты в случае (возвращения к греческой драхме), если переговоры с кредиторами потерпят неудачу.

 

Греция провоцирует Евросоюз, многие греки жаждут дефолта, потому что выход из еврозоны вернёт им часть суверенитета и позволит вести более самостоятельную экономическую политику, развивая собственную экономику, а не превращая её в придаток немецкой. Грецию уговаривают этого не делать, и вопрос стоит в том, смогут ли еврочиновники предложить Ципрасу достаточно привлекательные условия, которые перевесят плюсы от выхода из еврозоны.

 

Киевское правительство категорически не хочет дефолта, потому что кроме экономических проблем это ещё и огромный удар по их имиджу «гениев экономики». Но козырей и рычагов влияния у него нет, хотя в украинской прессе и пишут «Яценюк принуждает кредиторов к переговорам». Какой могучий страшный Яценюк! Вот только его угрозы «не платить» никому не интересны и не страшны.

 

А у тех американских «ястребов», которые заинтересованы в продолжении поддержки воинственного русофобского режима Яценюка-Порошенко, нет необходимых для этого денег. Поддержка хунты обходится им слишком дорого (и эти деньги, по сути, уходят в никуда, в пропасть, потому что нужного им результата в виде вовлечения России в войну нет). Они уже вытянули все возможные резервы, до которых могли дотянуться.

 

Какая ирония: Греции, которая не хочет «помощи», стараются её навязать, Украине, которая жаждет любых подачек, никто помогать не собирается. И киевскому правительству остаётся только тихо скулить где-то в сторонке «Ну нам же пообещали всего 25 миллиардов долларов (из которых часть уже растрачена впустую или разворована), а мы в 4 раза больше Греции».

 

На этом фоне двухлетняя программа «помощи» со стороны ЕС в размере всего 1,8 миллиарда выглядит подачкой «на отвали». Если растянуть 1,8 миллиарда на 24 месяца, то получится всего 75 миллионов в месяц. Хотя такого мизера хватит всего на пару дней. Это явно не спасёт «отца украинской демократии» Яценюка от дефолта.

 

Но самый «интересный» вариант будет, если дефолт случится почти одновременно и там, и там. Последствия подобной не только экономической, но и политической катастрофы будет трудно предсказать.

 


Александр Роджерс