«Тучные годы» в стране пустых тарелок

На модерации Отложенный

Прожиточный минимум россиян сравним с пайкой немецкого военнопленного осенью 1941-го

По данным Росстата, среднесуточное потребление калорий средним жителем нашей страны после длительного роста в 2008 году несколько снизилось – вероятно, из-за кризиса.

Снижение невелико: лишь 0,5%. Гораздо важнее, что среднее потребление калорий жителем нашей страны (2564 килокалорий в 2007 и 2550 ккал – в 2008 году) остается, как это ни поразительно, ниже медицинской нормы.

Мы привыкли к тому, что прожиточный минимум россиянина, несмотря на иную структуру (мяса и рыбы больше, а овощей, картофеля и хлеба – меньше) по своей калорийности вполне сопоставим с пайком немецкого военнопленного в советских лагерях осенью 1941 года. Однако понятие «прожиточного минимума» означает даже не бедность, а нищету, с которой несовместимо даже простое личное выживание; поэтому данные по среднероссийскому уровню производят глубокое впечатление.

Стоит напомнить, что по энергетическим потребностям взрослое население делится на 4 основных группы. В первую группу с наименьшими потребностями включаются лица, не связанные с физическим трудом и работающие главным образом в сидячем положении. Их энергозатраты составляют 3000-3200 калорий в сутки, которые должно обеспечивать им их питание.

Ко второй группе относятся рабочие механизированного труда с энергозатратами 3500-3600 ккал в сутки, к третьей группе — занятые немеханизированным или не полностью механизированным трудом, например, кузнецы, плотники, водопроводчики, истопники (4000-4200 ккал в сутки). Четвертая группа охватывает людей самого тяжелого физического труда, тратящих в сутки 4500—5000 ккал. Для сопоставления стоит отметить, что при занятиях спортом энергетические затраты, особенно в период тренировок и соревнований, могут возрастать до 6000—7000, а в исключительных случаях – до 15000 ккал в сутки.

Можно предположить, что наличие людей с пониженными энергозатратами (дети, пенсионеры, инвалиды) в среднем компенсируется наличием второй-четвертой групп, и средняя энергетическая потребность жителя нашей страны составляет, таким образом, около 3000 ккал в день (хотя, скорее всего, она выше; данная оценка носит минимальный характер).



Сопоставление реального уровня среднего потребления калорий россиянами с нормативным означает, что Россия недоедает, несмотря на все длительные «тучные годы», и что в 2008 году положение даже несколько ухудшилось.

Весьма существенным представляется то, что в 2008 году среднедушевое потребление было выше этой нормы лишь в трех регионах России: Мордовии, Дагестане и Карачаево-Черкесии.

В северных регионах, где, казалось бы, тяжелый климат обеспечивает повышенные энергозатраты и, соответственно, повышенную потребность в энергии, потребление было даже ниже, чем в среднем по России. В национальных республиках это может быть объяснено специфической структурой питания, но в обычных регионах – лишь бедностью.

Безусловно, статистика калорийности питания россиян является весьма и весьма несовершенной, как и большинство показателей общенациональной социально-экономической статистики, используемых для тех или иных нужд. Ее погрешность может проявиться, в частности, в представляющемся случайном наборе регионов с удовлетворительным с энергетической точки зрения питанием. Однако, в целом она не может быть слишком большой, тем более, что вывод об общем недоедании россиян вполне соответствует тому, что мы видим – если, конечно, не ограничивать свое пребывание в России зонами шопинга, бизнес-центрами и туристическими районами.

Косвенным подтверждением как самого факта массового недоедания россиян, так и ухудшения ситуации в этой сфере в минувшем году является увеличение доли расходов на питание в общем объеме потребительских расходов с 28,4% в 2007 до 29,1% в 2008 году. Ведь чем богаче человек, чем лучше он живет, - тем меньше в относительном выражении он тратит на еду. Динамика доли расходов на питание представляется даже более надежным показателем динамики уровня жизни, чем обычные показатели, так как, в отличие от них, не подвергается политически обусловленным корректировкам.