Россия может потерять идеального союзника

На модерации Отложенный

Индия неизбежно будет играть всё возрастающую роль в мировой политике и экономике. Сегодня Дели представляется идеальным союзником Москвы на обозримую перспективу, но Индия имеет роскошь выбирать, с кем дружить.

Индия сегодня обладает сильной экономикой, огромной военной мощью (включая ядерное оружие и средства его доставки), хорошим научно-техническим потенциалом, а также населением, которое имеет шанс в обозримом будущем обогнать по численности китайское. Таким образом, ее политический вес мог бы быть гораздо больше, чем сейчас, причем не только в регионе Индийского океана, но и в мире в целом.

Традиционным противником Индии является Пакистан, с которым она уже трижды воевала. Главный источник конфликта - Кашмир. Второй давний недруг - Китай, постоянный стратегический партнер Пакистана. С Китаем Индия неудачно воевала в 1962 году за территорию в Гималаях. Помимо внешних врагов у Индии хватает и внутренних сложностей. Так, достаточно серьезной проблемой для нее остается исламский экстремизм, проявляющийся в первую очередь в индийской части Кашмира, но воздействующий также и на мусульманское население собственно Индии (по абсолютному числу мусульман Индия занимает второе место в мире после Индонезии).

В последнее время отношения Дели с Пекином и Исламабадом заметно смягчились. Отчасти, видимо, это объясняется тем, что теперь все три страны обладают ядерным оружием, что снижает вероятность войны между ними. Тем не менее условия, породившие конфронтацию, никуда не делись, поэтому превращение врагов в союзников представляется вещью в высшей степени маловероятной. Соответственно, треугольник Москва-Дели-Пекин существует лишь в воображении некоторых кремлевских «стратегов».

Кроме вышеупомянутого территориального спора между Пекином и Дели стоит конфликт гораздо более серьезный - по поводу Тибета. К этой провинции КНР у Индии особое отношение по причинам конфессионального характера. Из-за специфических методов, применяемых Пекином для удержания Тибета в составе Китая, Дели вряд ли может пойти на союз с ним.

Индия и Китай являются прямыми конкурентами в борьбе за дефицитные ресурсы и за рынки сбыта своей продукции.

Наконец, политическая основа для союза также отсутствует. Ведь предлагаемый Москвой треугольник носит прямо антизападную направленность. Но, поскольку Индия с момента обретения независимости является демократической страной (хотя демократия здесь обладает, конечно, определенной местной спецификой, включая, например, сохраняющуюся кастовую систему), ее отношения с Западом традиционно были хорошими. Даже в годы холодной войны Индия приобретала современное оружие не только в СССР, но и почти во всех крупных европейских странах (Великобритании, Франции, ФРГ, Италии). Лишь в отношениях с США имела место определенная напряженность, однако в последние годы началось очень быстрое сближение Вашингтона и Дели. Оно объясняется соображениями чисто прагматического характера - общностью противников. Для обеих стран это исламский экстремизм и Китай. В итоге Америка не только «простила» Индии обретение ядерного оружия, но даже предложила купить у нее самые современные образцы вооружения и боевой техники. Такие закупки уже начались, причем Америка продала в Индию один эксклюзивный образец (ДВКД типа «Остин» - десантные корабли такого большого водоизмещения США до этого никогда никому не экспортировали).

Впрочем, вполне вероятно, что Индия предпочла бы развивать тесные отношения с Россией: дружба между нашими странами имеет давние традиции, да и противники у Москвы и Дели тоже общие (те же самые). Беда в том, что Дели это понимает, а Москва - нет. В итоге у Дели просто не остается выхода, кроме как дружить с Вашингтоном.

Для России Индия представляется идеальным союзником (противники общие, связи давние, противоречий никаких), но надо четко понимать, «против кого дружим». В перспективе необходимо заключение между Москвой и Дели соглашения о максимально тесном военно-политическом союзе с обязательствами оказывать друг другу взаимную военную помощь, предоставлять друг другу территорию для размещения и транзита войск. Вполне возможна совместная разработка ЛЮБЫХ образцов вооружения и техники. Судя по всему, сегодня только с помощью Индии Россия сможет создать истребитель пятого поколения.

К союзу Москвы и Дели могли бы присоединиться, например Астана и Ханой. Такой союз стал бы по-настоящему мощной влиятельной силой, независимой и от Пекина, и от Вашингтона. Главное - осознать необходимость и реальные цели такого союза. А если продолжать строить химерический антиамериканский треугольник, это может лишь оттолкнуть Индию от России, еще более крепко привязывая ее к США.

Укрепление отношений между Индией и США автоматически будет вести к ухудшению отношений между США и Пакистаном. Это приведет, во-первых, к еще более тесной привязке Исламабада к Пекину, а, во-вторых, еще больше осложнит ситуацию в Афганистане. Американо-пакистанский союз был, пожалуй, несколько противоестественным. Видимо, его период заканчивается. Пик союзнических отношений пришелся на период борьбы против советских войск в Афганистане. Именно тогда Пакистан превратился в оплот и арсенал исламского терроризма.

Талибы были созданы Пакистаном на саудовские деньги, и нет сомнений, что как минимум немалая часть руководства страны (особенно военного), продолжает им сочувствовать и, более того, помогать. Тем не менее сейчас Исламабад хотя бы имитирует борьбу с исламским терроризмом. Если же из-за дестабилизации внутренней ситуации или из-за нарастающего давления со стороны США к власти в Пакистане придут радикальные силы, Вашингтон окажется в критической ситуации. Его противником станет страна со 147-миллионным населением и очень мощной армией, имеющей ядерное оружие. При этом группировка НАТО в Афганистане окажется в полной изоляции, ее снабжение будет целиком зависеть от благосклонности Москвы. Полноценное снабжение группировки невозможно ни исключительно по воздуху, ни по суше в обход России. Если же эта группировка окажется напрямую втянута в боевые действия против Пакистана, снабжение ее увеличится в разы по сравнению с нынешним периодом. Да и саму группировку придется увеличивать в разы либо эвакуировать. Америке в этом случае для спасения Афганистана и победы над Пакистаном придется полностью выводить войска из Ирака - в противном случае ей просто не хватит сил. Либо же американцам придется идти на поклон к Дели и просить Индию атаковать Пакистан. Индия за это, видимо, сможет просить по максимуму - место постоянного члена Совбеза ООН, официальное признание ядерного статуса, членство в «большой восьмерке», котораяв этом случае превратится в «девятку», поставок новейших вооружений и технологий его производства, значительных экономических преференций. Причем такая плата будет вполне адекватной за риск получить ядерный удар по Дели, Бомбею, Джайпуру и другим крупнейшим городам страны. Вообще, учитывая высочайшую плотность населения и не очень высокий уровень медицинского обслуживания как в Индии, так и в Пакистане, ядерная война между ними может привести даже не к десяткам, а к сотням миллионов жертв, что станет крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории человечества.

Такой апокалиптический сценарий, разумеется, не предопределен, но предпосылки к нему имеются. Они - в постепенной дестабилизации ситуации в Пакистане. Зардари - фигура на порядок более слабая, чем Мушарраф, удержать контроль над страной в условиях и без того слабеющего контроля Исламабада над районами северо-запада ему будет крайне сложно. Тем более что США явно собираются переносить усилия из Ирака в Афганистан (в первом ситуация улучшается, во втором - ухудшается), а это означает неизбежное усиление давления на Пакистан как тыловую базу талибов. Что, в свою очередь, приведет к росту популярности антиамериканских сил не столько на исламской (влияние исламистов в стране хотя и велико, но, все-таки, ограничено), сколько на националистической основе. И чем хуже будет ситуация в Пакистане, тем большее значение в мировой политике будет играть Индия.

Впрочем, она в любом случае будет играть всё большую роль, это совершенно неизбежно. Слишком велик потенциал этой страны. Учитывая, сколь тесные отношения складывались между Москвой и Дели раньше и насколько важен был бы российско-индийский союз теперь, именно Индия должна была бы стать приоритетом российской внешней политики. Однако в ее основе должны лежать реальные интересы и проблемы, а не мифы.