"Деревья"
Ветер и дерево
Весной, когда ещё щерились своим косым оскалом остатки зимних сугробов, из-за недалёких гор, над которыми днём стоит солнце, прилетел неугомонный бродяга ветер. Возбуждённый огромностью расстояния, покрытого им в короткий срок, обилием изменчивых форм и красок, которые он успел рассмотреть, неся в себе пока чуждые этому краю запахи и настроения, ветер радовался всему, что видел, слышал, чувствовал. Да-да, ветер чувствовал, как, может быть, никто другой – каждой клеточкой своего прекрасного и послушного ему тела. Он радовался тому, что он есть. Эта радость, которую он нёс в себе, сквозила в каждом его движении и, как и его, окрыляла всё и всех, способных «уловить», понять ветер.
Уже ощутимо для кожи грело солнце. Огнём, сверкнув в его лучах, прожигали снег падающие с крыш капли талой воды и, неся в себе тепло солнца и радость ветра, проникали в оживающую землю. Из земли пересохшими губами корней впитывали эту благодатную влагу вышедшие из зимнего оцепенения деревья.
У деревьев своя жизнь, большей частью не заметная для людских глаз. Её внешние проявления кажутся нам простыми и понятными, и мы не даём себе отчёта о титанической подспудной их работе.
Мне милы деревья, которые, мне кажется, о немногом знают всё. Мне мил ветер, который, наверное, хоть чуть-чуть, но знает об очень многом.
На следующий вечер девственная зелень, сочась из лопнувших почек, окутала старый городской парк тёплым зеленоватым туманом. Ну а ветер? Он дремал, свернувшись калачиком в отдалённом уголке парка, и, наверное, ему снились те жаркие страны, из которых он залетел сюда.
Через неделю, проходя по парку, я увидел на стволе старого тополя, на его корявой серо-бурой коре запоздалую почку. Её маленький полуоткрытый зелёный ротик-глазок жадно, вместе с теплотой апрельского вечера вбирал весь, доступный ему мир. Его старшие братья – молодые, но уже оформившиеся листочки радовали глаз и тёплой печалью грели сердце: ещё одна весна… Это же запоздалое, «неоперившееся» чудо вносило какое-то надрывное, щемящее душу беспокойство: что это, зачем?
Целое лето я не был в этом парке, и только поздней осенью, когда косматые, разбухшие от стынущей в них влаги облака, цепляясь за верхушки деревьев, сеяли мелкое снежно-водяное крошево, я вновь забрёл сюда. Вопреки погоде я вспомнил шаловливый весенний ветер, прилетевший с тёплого юга, и удивлённо распахнутый в мир зелёный ротик-глазок. Какие они разные. Я предположил, что они приглянулись друг другу. Ведь им, каждому, так не хватало того, что представлял собой другой. Мысленно я видел взаимную радость их летних встреч, слышал шелестящий шёпот их предрассветных задушевных бесед. А потом – как старый тополь, готовясь к суровой зиме, безжалостно стряхнул со своего корявого плеча обездоленный листок, а ветер, улетая в тёплые края, бережно подхватил его и понёс, понёс, но потом всё-таки уронил, уронил в грязь…
Я подошёл к тополю: в том месте, откуда весной глядел на меня удивлённый ротик-глазок, чуть вздрагивала тоненькая веточка. А на ней, всей своей формой упрямо устремлённые в следующую весну, - две почки.
Мне мил бесшабашный бродяга ветер, который несёт шлейф, состоящий из множества мельчайших пылинок знаний. Мне мила эта заземлённая веточка дерева, которая досконально знает всё необходимое для её существования.
(1974 г)
Всё тленно.
Всё тленно...
Религия и строй,
Нация и вера –
Ступень из плена
В плен иной.
Вот эта почка,
Что веcной
Распустится листом,
Она уж точка
Себя самой,
Но суть не в том;
И это неизменно,
Не в том, что лист сгниёт,
Всё тленно –
Дерево растёт!
Оно последствием чревато…
А названье – набор букв!
Ель назовем гранатом –
Изменится лишь звук.
Хоть как его ты назови,
Оно останется собой:
Твой друг в момент любви,
В час гнева – враг заклятый твой.
Хоть как глаза открой широко,
Всё дерево навряд увидишь ты –
Не хватит жизни – от истока,
И за предел твоей мечты.
Ты законы, общность ищешь,
Витая в облаках,
Как и рожден, умрешь ты нищим,
Но не урок другим твой прах.
Меняет древо лист:
То нежно-зелен он, а то багрово-красн,
То вновь изменит форму (уже в который раз),
А ты, стирая со лба пену,
Так и не поймёшь:
Что в мире точно тленно,
А что незыблемо – «Всё ложь!»,
Но это уж другая тема.
(1979г.)
О дереве
Что мы знаем о дереве? Много чего… С утитилитарных позиций, дерево – это: то.., то.., то... С позиции ботаники: кора, заболонь, камбий; корни, ствол, ветви, листья; цветы, плоды, семена,..
А с позиции диалектического дуализма, дерево, как и человек, как и общество – это интегративное (объединённое) целое. Если точнее – процесс взаимного воздействия (взаимовоздействия) двух его основополагающих частей, одна из которых относится к материальной сфере, а другая – к нематериальной. Часть, из относящегося к дереву, как материи, уже перечислена, и может быть значительно продолжена. А вот что мы знаем о нематериальной составляющей, о её компонентах, которые я объединяю, именуя энергией? Знаем, что горящие дрова дают тепло – некогда полученную от солнца, законсервированную деревом, и трансформированную с помощью кислорода – тепловую энергию.
Когда мы поймём, что энергия – это не атрибут материи, а равно значимая, но разнозначная с ней субстанция, тогда человек перестанет считать себя «пупом» вселенной и божьим наместником в ней, перестанет быть мерой всего сущего, и будет жить не по произволу, а по закону, одинаковому для всех и вся.
***
Пышно зеленеет древо жизни;
Благодаря энергии распада,
Оно цветёт, и плодоносить радо,
Нас кормить, до самой нашей тризны.
Мы ж, вкусив плодов своей отчизны,
Ворчим, - Зачем всё это нам-то надо,
Коль на других брегах нас ждёт услада,
Солнышко нам там поярче брызнет?
И вот вам дубль: распад- родной страны.
А мы, лелея свой лишь эгоизм,
И в общем хоре хая коммунизм,
Не кажемся самим себе странны,
Так листья, коль взглянуть со стороны,
Брюзжат они на ветвь под ветра стоны…
Истлеем все по общему Закону.
(24.05.15 г.)
Комментарии
но!
первое проивзедение заканчивается мудрой заземлённаой веточкой дерева (каково - заземлённая? - да супер!)
в 79-ом уже подумывалось о тлене... гммм..
а год 15-ый ознаменовался субстанцией и матеией. и тленом тоже! куда же без него, родимого!?
спасибо, получила удовольствие!))))
Рад положительным эмоциям!
Стелла, а вот подумай - могло бы возникнуть понимание диалектики, если бы её суть не формировалась парой контрагентов?! :)
Удачи!
Спасибо, Юра!
Без, такого, как ты, Лена, читателя писатель =0! :)
Но есть вопрос:
-Как долго Вы приходили к такому определению?- "...энергия – это не атрибут материи, а равно значимая, но разнозначная с ней субстанция " Я ищу рациональное зерно!
Мне ближе другое понимание:
http://maxpark.com/community/88/content/3478499
1. Вся совокупность сложнейших живых организмов возникла не вдруг, а развилась эволюционным/под эволюцией подразумевается процесс взросления духов/ путем, за невероятно большой промежуток времени.
2. Все грубоматериальные формирования являются совокупностями духов, сформированными более развитым духом для взаимного совершенствования.
3. Невидимая, тонкая материя – энергия - дух и, грубая - видимая, являются лишь разными организационными состояниями той же духоматерии.
4. Весь каскад живых организмов, от атома до человека – это ступени совершенствования духов...
и т.д
Я не оспариваю ни чью правоту. А зерно моей теории в том, что сто процентный абсолют - нонсенс, а "2" - это то, минимально необходимое число, которое способно обеспечить бытие всего сущего.
Нужен здравый смысл. Делюсь тем, что согласуется с моим здравым смыслом. И рада таким людям как Вы, Юрий :)))
Это именно то, что я и задумывала. Наша сущность, наше восприятие, наше отношение к жизни, в разные её периоды - через призму отношений к деревьям...
Здесь есть всё, Юра! И поэзия, и проза, и философия!
Спасибо тебе! Очень интересно!