От АНТ-1 до Ту-214: конструкторскому бюро Андрея Туполева – 100 лет

На модерации Отложенный

https://youtu.be/NX6En5jxt1s

 Легендарное КБ, где создали почти 300 разных самолетов. военных и гражданских. На них установлены сотни рекордов, взять хотя бы исторические перелеты через Северный полюс в Америку.

О высоком полете, который длится уже целый век: сегодня 100 лет Конструкторскому бюро имени Андрея Туполева. Легендарное КБ, где создали почти 300 разных самолетов. военных и гражданских. На них установлены сотни рекордов, взять хотя бы исторические перелеты через Северный полюс в Америку.

Самолеты под серией «Ту» стали настоящей легендой авиации. Достаточно вспомнить Ту-154, который стал самым массовым гражданским лайнером в СССР.

«Даем сначала режим работы двигателя, и вот разбег».

Это тренажер одной из последних разработок фирмы Туполева – Ту-204. Летчик-испытатель Денис Вязанкин буквально учил его летать. Самолет оказался настолько удачным, что может прощать пилотам ошибки. И это единственная машина, которую не нужно обрабатывать антиобледенителем.

«В результате летных испытаний мы пришли к выводу, что аэродинамические характеристики обледеневшего самолета существенно не меняются. Лед нарастает равномерно, и самолет очень хорошо терпит наложение льда», – рассказал Денис Вязанкин.

Продолжение этого самолета – Ту-214. Он способен без посадки преодолеть расстояние от Москвы до Владивостока. Его эксплуатируют в основном государственные службы. Он в числе остальных российских машин должен заменить иностранные самолеты в авиакомпаниях.

«С этим самолетом мы в общем-то одной крови, как из знаменитой детской книжки. Он и есть мой любимый самолет», – сказал летчик-испытатель.

Все начиналось в небольших мастерских в Москве на берегу реки Яуза. Группа вчерашних студентов под руководством Андрея Туполева собрала одноместный самолет, назвали его АНТ-1. Сокращенно – Андрей Николаевич Туполев. Конструктору тогда было 34 года.

«Мы его называли Дед, независимо от возраста. Мой учитель, его правая рука по проектированию, – Сергей Михайлович Егер. Если один был богом, другой – его наместником на земле», – рассказал советник исполнительного директора ПАО «Туполев» Валерий Солозобов.

Потом пошли самолеты-легенды, на которых спасали челюскинцев и совершали перелеты через Северный полюс.

Во время войны был создан лучший бомбардировщик того времени – Ту-2. Нередко на основе удачных военных самолетов Андрей Туполев делал гражданские. Так было с Ту-95. Его пассажирская версия – Ту-114. На нем Никита Хрущев летал в Штаты без дозаправки, в этом самолете были спальные места, и еду там не разогревали, а готовили. Из бомбардировщика Ту-16 вырос Ту-104, первый реактивный пассажирский самолет.

«Совсем мальчишкой первый раз полетел на самолете, это был Ту-104. Когда я вышел, мама говорит, я сказал, что буду летчиком», – вспоминает шеф-пилот ПАО «Туполев» Виктор Минашкин.

Потом были Ту-134 и Ту-154 – самый массовый пассажирский самолет в СССР, визитная карточка воздушного флота. А Ту-144 грянул как гром среди ясного неба, и это не фигура речи.

«На земле человек хорошо слышит, что над ним пролетел этот самолет. Он слышит раскаты грома или удаленный выстрел, если это происходит на высоте 16 километров. Если бы такой самолет пролетел ниже, то последствия были бы катастрофические. Можно получить нарушение здоровья или даже обрушение зданий», – рассказал заместитель генерального директора ЦАГИ Сергей Ляпунов.

И это в цехах КБ Туполева родился первый в мире сверхзвуковой лайнер, Ту-144. Он поднялся в небо раньше европейского «Конкорда». Но на пассажирских линиях задержался недолго. Зато стал прообразом «Белого лебедя», самого мощного стратегического ракетоносца, который сегодня является частью ядерной триады России. 

Ту-144 – первый гражданский сверхзвуковой. Со скоростью около двух тысяч километров в час он долетал из Москвы до Хабаровска всего за два часа. За ним не успевало время и наземная инфраструктура, может, поэтому его сняли из эксплуатации. Сейчас вновь ведутся разговоры о создании подобной машины. У фирмы Туполева есть опыт и умение удивлять.