Дело Ходорковского и Путин
Одним из острейших моментов в споре между критиками Путина и его сторонниками является вопрос о национализации добывающих отраслей. Я, как коммунист по своим взглядам, естественно придерживаюсь мнения о необходимости национализации. Прежде всего в добывающих отраслях, где из-за дефицита сырья наблюдаются спекулятивные прибыли. Нефть в этом плане лидирует. Себестоимость её добычи - около $1 за баррель в Саудовской Аравии и около $4 - в среднем по России (данные 2004 года). Цена же на международных рынках приблизилась к $100 и это даёт прибыли сравнимые с прибылями наркобизнеса. Госпошлина несколько уменьшает её, но оставляет нефтедобычу в России одним из самых прибыльных видов деятельности. Нет никаких оснований оставлять этот денежный поток в руках частного капитала. Никакой пользы от роста их кошельков народ, являющийся по конституции собственником земных недр, иметь не будет. Однако заниматься конфискацией без оглядки на реальную политическую ситуацию будет, мягко говоря, неосторожно. Путин национализировал ЮКОС не раздражая народившийся российский бизнес - через банкротство и аукцион. Всё в рамках действующих законов, принятых демократическим парламентом. Других средств президент не имеет право использовать. Этот последний момент вызывает множество спекуляций с разных сторон и его важно осветить подробно рассмотрев историю с арестом Ходорковского. Так её описывает свободный журналист и писатель, автор книги "A Century of War" Уильям Энгдаль:
"Ходорковского арестовали всего за четыре недели перед важными выборами в российскую Думу (нижнюю палату парламента), в которой Ходорковский умудрился купить голоса большинства, используя свое огромное благосостояние. Контроль над Думой было первым шагом Ходорковского в его планах выставить свою кандидатуру против Путина на выборах президента в следующем году. Победа в Думе позволила бы ему изменить избирательный закон в свою пользу, а также изменить готовящийся в Думе спорный закон "Закон о недрах". Этот закон не позволил бы Юкосу и другим частным компаниям контролировать сырьевые ресурсы под землей, либо создавать частные трубопроводы, независимые от российских государственных. Ходорковский нарушил обещание, данное Путину олигархами, о том, что им позволят сохранить свои богатства (фактически украденные у государства в подтасованных аукционах при Ельцине), если они будут оставаться вне российской политики и вернут в страну часть украденных денег. Как самый влиятельный олигарх того времени Ходорковский служил мотором того, что все яснее становилось поддерживаемым Вашингтоном заговором против Путина. Ходорковского арестовали сразу после за мало упоминаемой в прессе встречей чуть ранее в том году 14 июля 2003 г. между Ходорковским и вице-президентом Чейни.
После встречи с Чейни Ходорковский начал переговоры с ЭкссонМобил и ШевронТексако, прежней фирмой Конди Райс, о приобретении крупной доли в Юкосе, по некоторым сведениям от 25 до 40 %. Это было задумано для получения Ходорковским де факто неприкосновенности от возможного влияния путинского правительства, при помощи привязывания Юкоса к нефтяным гигантам США, и, следовательно, к Вашингтону. Это также дало бы Вашингтону, через нефтяных гигантов США, фактическое право вето на будущие российские нефте- и газопроводы и нефтяные сделки. За несколько дней до своего ареста в октябре 2003 г. по обвинению в уклонении от налогов Ходорковский принимал у себя Джорджа Буша старшего, ныне московского представителя влиятельной и таинственной Уошингтон Карлайл Груп в Москве. Они обсуждали окончательные детали покупки акций Юкоса американскими нефтяными компаниями. Также незадолго до этого Юкос заявил о намерении купить конкурирующую Сибнефть у Бориса Березовского, еще одного олигарха Ельцинской поры. ЮкосСибнефть, с ее 19,5 миллиардами баррелей нефти и газа, стала бы тогда собственником вторых по величине в мире запасов нефти и газа, после ЭкссонМобил. ЮкосСибнефть была бы четвертой в мире по добыче, выкачивая 2,3 миллиона баррелей нефти в день. Скупка акций ЮкосСибнефти со стороны Экссона или Шеврона была бы буквально энергетическим государственным переворотом. Чейни знал это, Буш знал это, Ходорковский знал это. Но самое главное, Владимир Путин знал это и решительно этому воспрепятствовал.
Ходорковский поддерживал ряд весьма впечатляющих знакомств в англо-американском истэблишменте. Он создал благотворительную организацию, Фонд Открытая Россия, смоделированную с фонда Открытое Общество, основанного его близким другом Джорджем Соросом. В избранный совет Фонда Открытая Россия вошли Генри Киссинджер и друг Киссинджера, Джейкоб Лорд Ротшильд, лондонский наследник семьи банкиров. Также вошел в состав правления фонда и Артур Хартман, бывший американский посол в Москве.""
Формальным поводом для ареста Ходорковского послужили налоговые махинации ЮКОСА. Этими махинациями занимаются практически все частные крупные компании и поэтому никто в этот предлог не верит. Не верю и я. Но в частные интересы Путина я не верю тоже. Путин защитил государство. И доказательством этого служит передача активов ЮКОСА в государственную компанию "Роснефть":
"В мае 2007 г. завершилась продажа оставшихся активов компании ЮКОС, которая в прошлом году была признана банкротом. Все основные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие активы ЮКОСа были приобретены государственной компанией Роснефть. В результате доля Роснефти в общероссийской добыче нефти повысилась с 17% до 21,5%, а доля государственных компаний в целом (Роснефти и Газпрома, включая Газпром нефть) увеличилась с 26,6% до 31,1%. В результате приобретения активов ЮКОСа Роснефть стала крупнейшей нефтяной компанией России (до этого крупнейшей нефтяной компанией был ЛУКОЙЛ)."
Некоторые детали процесса передачи так же являются предметом для различных домыслов. Как пишет "Коммерсант",
"Не было честного раздела активов ЮКОСа между "Роснефтью" и "Газпромом" -- оба главных нефтяных актива компании, обеспечивающих большую часть добычи ЮКОСа, получила "Роснефть". Но вовсе не бесплатно, как можно было бы предположить, а за полноценные миллиарды долларов... Не оправдался прогноз о том, что к активам ЮКОСа не подпустят иностранцев -- среди новых владельцев есть и венгерская MOL, и польский PKN Orlen, и загадочные американские инвесторы, стоящие за ООО "Монте Валле"."
Для меня нет принципиальной разницы между "Газпромом" и "Роснефтью". И почему нужно обязательно делить между ними? Не думаю, что и для государства есть существенная разница между двумя государственными компаниями. Активы ЮКОСА стали государственными, это принципиально. То есть прибыли этих компаний поступают в бюджет. Непонятные вздохи "Коммерсанта" о "нечестном" разделе между двумя госкомпаниями скорее сделаны только ради слова "нечестный" дабы придать всей сделке привкус махинации. Насчёт "бесплатной национализации" - из той же арии. Вряд ли журнал для предпринимателей "Коммерсант" жаждал конфискации ЮКОСа. Это игра на публику с левыми взглядами. Я - левый и считаю, что конфискация была бы самым справедливым методом, но... есть законы. И Путин совершенно обоснованно их придерживается. Он не может выйти за рамки своих полномочий. Был использован закон о банкротстве, предусматривающий аукцион и единственный способ национализации активов ЮКОСА - это их выкуп. Чтобы придать аукциону убедительный и неформальный вид, на него были допущены самые разные компании, включая иностранные. Однако практически всё досталось "Роснефти" - более чем на 20 млрд долларов. Остальным - лишь крошки со стола, а упомянутым полякам достался самый крупный кусок - аж в 1,49 млрд. долларов.
В деле национализации ЮКОСА есть лишь одна серьёзная чревоточина. "Роснефть" для скупки ЮКОСА взяла кредиты на сумму 22 млрд. у западных банков. Это при том, что правительство не знает куда пристроить свой профицит - он не лезет даже в созданный для этого Стабфонд! ЦБ так же имеет проблемы с раздувшимся ЗВР и мог бы предоставить кредит сам, не создавая внешних долгов. Такая странная ситуация создаёт очень неприятные вопросы Путину и даёт значительно более обоснованные аргументы его противникам. Ведь создаётся ещё один канал использования иностранцами российских недр - ростовщический. Не имея формально собственности на них, они имеют значительную долю от прибылей российских добывающих компаний. Та же "Роснефть" имея прибыль в 2007 году в 7.7 млрд долларов за второй квартал должна отчислить более 2 млрд долларов за год в качестве процентов западным банкам. И хотя проценты по кредиту не превышают десятой доли от предполагаемых годовых прибылей компании, неприятный осадок от такого бизнеса остаётся. Что мешало кредитовать компанию российскому ЦБ с 400 млрд. накопленных от продажи нефти долларов? Или даже просто предоставить государственную поддержку? Путин боится обвинений в создании государственных монополий? Но ведь процент государства в нефтедобыче пока только чуть-чуть превысил 30%. На очереди "Русснефть" сбежавшего Гуцериева, но это добавит лишь ещё 3%. Ответ скорее лежит в устройстве российской финансовой системы, которую лишь с очень большим усилием воли можно назвать суверенной.
Комментарии
Давай вперед, Владимир Путин
В далеких деревнях и селах
Гармони о любви поют...
Россия будь всегда веселой,
И помни истину свою.
Пусть непогода смерчи крутит,
Но солнца свет для всех един...
Давай вперед, Владимир Путин!
Мы все проблемы победим!
Россия, ты не отступала
От злого ворога в бою,
Солдаты все и генералы
С великой Родиной в строю!
Не стой, страна, на перепутье,
Пусть лучше завтра будет бой!
Давай вперед, Владимир Путин!
А мы в атаку все с тобой.