Николай Платошкин про Си Цзиньпина в 2022 году

На модерации Отложенный

 Си Цзиньпин является генеральным секретарем Коммунистической партии Китая с 2012 года. Как правило, в последние 50 лет можно было говорить о сменяемости власти в Китае примерно раз в 10-15 лет. Си Цзиньпин от этой практики, похоже, решил отказаться.

 

Николай Платошкин

XX съезд КПК

Недавно прошел XX съезд Коммунистической партии Китая. Считалось, что на съезде могут быть какие-то необычные события, но единственное, что чаще обсуждают, так это то, что бывшего генсека вывели из президиума на съезде.

Но главный итог в том, что Си Цзиньпина переизбирали на должность генерального секретаря КПК. Это говорит о том, что Цзиньпин победил всех оппонентов, и в итоге отказался от сменяемости власти, как было в прошлом.

Си Цзиньпин и его люди уверены, что нужно укреплять власть, партийную дисциплину, убирать из руководства партии любых критиков такого курса. Николай Платошкин полагает, что ничего хорошего в таком подходе нет.

 

XX съезд КПК

О сменяемости власти

Николай Платошкин уверен, что отказ от сменяемости власти приведет к деградации, потому что опыт других стран это в полной мере подтверждает. Ведь и сам Си Цзиньпин пришел к власти именно на основании того, что в Китае тогда сменяемость власти считалась нормальным делом. В первые годы новые руководители доказывают свою эффективность на практике, но со временем начинается застой.

То есть в партии верили, что высший пост можно занимать около 10 лет, максимум 15. Ведь нужно понимать, что с новым лидером приходила к власти и новая команда, то есть хотя бы таким образом, но было обновление власти.

А в случае отсутствия обновления власти, в случае того, что нет политической борьбы, со временем нет и прогресса. Руководитель, уверен Николай Платошкин, должен бороться за право занимать высшие должности, но для обновления власти нужно ограничить срок пребывания на том или ином посту.

Необходимо понимать, что даже Дэн Сяопин не находился пожизненно на должности руководителя, так как сам прекрасно понимал, что каким бы хорошим ни был руководитель, все же с годами и без политического обновления система начинает деградировать.

 

Дэн Сяопин

Слова и дела

Николай Платошкин отмечает, что условно в КПК есть три группы: либералы, консерваторы и социалисты за прогресс.

Цзиньпин — представитель консерваторов, который сделал все для ослабления других групп.

Что же можно сказать о словах и делах нынешнего лидера Китая в 2022 году? На словах он остается «верным учеником» классиков марксизма-ленинизма, выступает за социализм, а также он постоянно утверждает, что социалистических элементов в экономике Китая должно быть больше.

Но проблема здесь в том, что в действительности этого не происходит. То есть Китай как был в начале его правления капиталистической страной, так остается ей до сих пор. В экономике Китая есть нерыночные элементы, но их даже меньше, чем, например, в Швеции, хотя Швеция уж точно не социалистическая страна. В большинстве наиболее развитых экономически европейских стран нерыночных элементов в экономике больше, чем в Китае. Более того, за это их Китай часто и критикует, потому что во внешней политике Китай призывает другие страны отказаться от якобы излишнего государственного вмешательства и поддерживать свободный рынок.

 

Си Цзиньпин

Си Цзиньпин как консерватор хочет сохранить нынешнюю ситуацию так, как есть, планирует и дальше расширять сферу влияния Китая, о чем он и сообщил на XX съезде компартии. Но важнее всего, что речь идёт о капиталистическом курсе. Николай Платошкин считает, что нынешний руководитель Китая не является сторонником левого поворота.

Но, уверен Николай Платошкин, проблема Цзиньпина заключается в том, что ничего нового он не может предложить. Китай, несмотря на все заявления со стороны партии, остается зависимой страной, и зависит Китай от США экономики. Ведь торговый оборот, например, в 2021 году — 755 млрд долларов. Ни с какой другой страной Китай так не торгует, и если США закроет рынки для Китая, то экономике придется плохо. А что будет с США? Вместо Китая будет, например, Индия.

Николай Платошкин уверен, что Китаю разумнее всего в условиях, пока еще есть сильная экономика, активнее развивать социалистическую систему, обеспечить реальную независимость страны. За это в КПК выступает прогрессивное социалистическое крыло, но пока эта группа не особенно влиятельная.