Высокий суд Лондона обнародовал досье на главу ФСКН Иванова
На модерации
Отложенный
Высокий суд Лондона опубликовал материалы дела об убийстве бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, скончавшегося в ноябре 2006 года от отравления радиоактивным полонием, в том числе досье на Виктора Иванова, возглавляющего Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).
Конфиденциальное досье составил бывший полковник КГБ Юрий Швец в сентябре 2006 года по заказу Литвиненко для британской компании Titon International. Швец работал в США, а затем уволился со службы и эмигрировал в Америку, где начал работать в сфере сбора информации и оценки коммерческих рисков для компаний.
Компания Titon оценивала риски для фирм, которые собирались открыть бизнес в России. Экс-глава компании Дин Эттью в марте 2015 года рассказал в ходе дознания в Высоком суде Лондона, что Литвиненко, сотрудничавший с Titon, незадолго до гибели составил досье на российских предпринимателей Евгения Туголукова (энергетика, в том числе атомная) и Кирилла Шубского (портовая сфера и сфера водных перевозок), на тогдашнего помощника президента Игоря Шувалова, который сейчас занимает пост первого вице-премьера, и на Виктора Иванова, который в 2006 году был помощником Владимира Путина.
По словам Эттью, сначала досье на Иванова, бывшего сотрудника Управления КГБ по Ленинградской области, составил знакомый Литвиненко Андрей Луговой (ныне депутат Госдумы от ЛДПР), но оно оказалось «филькиной грамотой размером в треть тетрадного листа». Тогда Литвиненко обратился к Швецу.
По данным британской The Guardian, за каждый доклад о высокопоставленных российских политиках Литвиненко получал от Titon 5 тысяч долларов. Гонорар он разделил со Швецом.
Выступая в суде по видеосвязи, Швец заявил, что Литвиненко могли убить из-за того, что в досье он включил информацию о якобы имевшихся связях Иванова с тамбовской организованной преступной группировкой.
В досье сказано, что Иванов тесно сотрудничал с лидером ОПГ Владимиром Кумариным. Так, он якобы помог ему в захвате контроля над петербургским морским портом, через который затем шла контрабанда наркотиков из Колумбии в европейские страны. По мнению автора досье, сотрудничество Иванова с ОПГ полностью контролировал Владимир Путин, который тогда возглавлял комитет по внешним связям петербургской мэрии.
Как писала «Новая газета», в суде на вопрос адвоката вдовы Литвиненко о том, была ли информация о контактах Иванова с «тамбовскими» секретной, Швец ответил, что «это был доклад украинской службы безопасности СБУ президенту (Украины Леониду) Кучме».
["Радио Свобода", 30.04.2015, "По делу Литвиненко опубликовано досье на главу ФСКН России": Из-за переданного Литвиненко компании Titan досье, считает Дин Эттью, был сорван лоббируемый Ивановым крупный контракт, не получивший ожидаемых иностранных инвестиций. — Врезка К.ру]
Иванов ранее отверг обвинение в связях с ОПГ. «В последние три месяца мы стали свидетелями потока компромата, который льется из лондонского суда прямо на страницы британских газет», — сказал он в конце марта в интервью телеканалу Russia Today. Он добавил, что лондонский суд опирается на показания тех, кто никогда не был и не мог быть свидетелем событий, о которых идет речь.
Александр Литвиненко умер 23 ноября 2006 года в больнице Университетского колледжа Лондона. Он отравился радиоактивным веществом полоний-210, добавленным, как считают спецслужбы Великобритании, в чай, который Литвиненко выпил на встрече с бывшими сотрудниками ФСБ Андреем Луговым и предпринимателем Дмитрием Ковтуном.
Досье на Виктора Иванова (русский перевод)
Перевод с английского досье на Виктора Петровича Иванова, главу Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Высокий суд Лондона опубликовал это досье в ходе расследования материалов дела об убийстве бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко — https://www.litvinenkoinquiry.org/evidence (INQ006488 — Victor Ivanov report) [...]
Виктор Иванов
Иванов Виктор Петрович родился ***** в Новгороде. Паспорт: *****
С 1995 по 1997 проживал в *****
С 1997 по 1999 проживал в *****
С 1 января 2004 год постоянно зарегистрирован по адресу *****
В 1971 году окончил факультет радиосвязи Ленинградского электротехнического института связи им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.
В 1978 закончил Высшие учебные курсы КГБ. Имеет звание генерала-лейтенанта КГБ.
Женат, имеет детей.
Жена: Иванова Вера Васильевна
Сын: Иванов Ярослав Викторович
Мать: Иванова Надежда Михайловна
Сводная сестра: Романова Жанна Владимировна
Согласно реестру прав собственности правительства Санкт-Петербурга, владельцами квартиры, расположенной по адресу *****, являются сводная сестра Иванова Жанна Романа, ее муж Чигидин Алексей Валентинов и Иванова Надежда Михайловна (мать Иванова).
Согласно базе МВД, Иванов не имеет судимостей. Как и в случае Шувалова, это означает, что официально за Ивановым не числится никаких криминальных или административных правонарушений. Как и в случае Шувалова, это не означает, что Иванов не нарушал российских законов. Как и Шувалов, он владеет частным бизнесом, хотя это является противозаконным для госслужащего. Этот закон игнорируется многими российскими госслужащими высокого ранга, поскольку они считают себя неприкасаемыми. Однако, как показывает советская история, условия могут поменяться.
Согласно официальным данным, Иванов не владеет никакими транспортными средствами.
Трудовой стаж:
С 1971 по 1977 — инженер в научно-производственном объединении «Вектор».
С 1977 по 2000 — служба в КГБ. С 1987 по 1988 – командировка в Афганистане.
С 1988 по 1994 — служил в управлении КГБ по Ленинграду (позже переименованным в ФСБ). Его последняя должность — глава отдела по борьбе с контрабандой.
В 1990 году Иванов совместно с Юрием Новолодским (петербургский адвокат, президент Балтийской коллегии адвокатов) фонд делового сотрудничества «Базис», в котором Иванов был генеральным директором. Иванов рапортовал своему начальству в КГБ, что «Базис» был основан для операционной деятельности КГБ. Он соврал. На самом деле, «Базис» был частным бизнесом, которым он владел, нарушая при этом закон и внутренние распоряжения КГБ.
В декабре 1990 года совместно с Борисом Грызловым и Валентином Чуйкиным, он основал малое предприятие «Блок» и стал его генеральным директором. Он снова соврал своему начальству в КГБ, что бизнес был создан для нужд КГБ и управлял «Блоком» для своих частных нужд в обход закона и внутренних предписаний КГБ.
Согласно уставу, «Блок» занимался переработкой отходов и туризмом. Помимо этого, Иванов добавил в устав также и «научные исследования и консультации». На деле же, эта компания никогда не была вовлечена ни в какие научные исследования. Что касаемо консультаций, Иванов в основном консультировал местную (Тамбовскую) организованную преступную группировку и ее главаря Владимира Кумарина.
В октябре 1994 он был уволен в запас в звании полковника и назначен начальником управления административных органов мэрии Санкт-Петербурга. Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак назначил его на эту должность по рекомендации своего помощника Владимира Путина. Иванов занимал эту должность до июня 1996 года и ушел с нее после того, как Собчак проиграл на выборах Владимиру Яковлеву.
В 1996 — 1998 годах Иванов был генеральным директором ЗАО «Телеплюс», в число сооснователей которой, помимо российских компаний, входила American International Telcell Inc., дочерняя компания транснациональной корпорации Metromedia. «Телеплюс» занимался организацией трансляции 30 спутниковых каналов, среди которых были CNN и Euronews.
Как только Путин стал директором ФСБ, он назначил Иванова на ключевую позицию начальника управления собственной безопасности ФСБ.
С апреля 1999-го по январь 2000-го Иванов был заместителем директора ФСБ, главой департамента экономической безопасности, заведующим борьбой с организованной преступностью в бизнесе. В это время ФСБ заимствует методы в прошлом используемые организованной преступностью — рэкет, вымогательство, «крышевание» «дружественных» бизнесов и расправа с «недружественными».
5 января 2000 года действующий президент Путин назначил Иванова заместителем руководителя администрации президента РФ, заведующим кадровыми вопросами.
Помимо этого Иванов курировал Комиссию по помилованию при президенте РФ, которая подготавливала списки осужденных для помилования Путиным. В 2001 году, в своей служебной записке Путину, Иванов обвинил комиссию в «мягком» подходе и предложил, чтобы ее ряды пополнили «профессионалы». Глава комиссии Анатолий Приставкин выразил недовольство в связи с тем, что его доклады Путину существенно «фильтровались» Ивановым.
В 2001 году Иванов возглавлял межведомственную рабочую группу по иммиграционному законодательству. В 2002 году группа выработала новый закон о гражданстве, который превратил 20 миллионов этнических русских проживающих за пределами России на территории бывшего Советского союза в иностранцев. Помимо этого, согласно этому закону, десятки тысяч российских военнослужащих в бывших республиках Советского союза стали лицами без гражданства. Закон был принят Госдумой, но позже в него внесли поправки, ввиду широких общественных негодований.
В июне 2002 года Иванов стал председателем совета директоров концерна «Концерн ПВО „Алмаз-Антей”», выпускающего зенитные ракетные комплексы С-300. Иванов назначил своего помощника Игоря Климова генеральным директором компании.
В 2003 году Климов был убит.
В апреле 2004 году Путина произвел реорганизацию президентской администрации, оставив ее главе Медведеву только двух помощников — Владислава Суркова и Игоря Сечина. Иванов получил позицию помощника президента.
С июля 2004 — глава межведомственной рабочей группы по выработке концепции национальной стратегии по противодействию легализации преступных доходов.
С 16 июня 2004 года — вице-президент президентской комиссии по проведению административной реформы.
4 ноября 2004 — избран председателем совета директоров ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии».
Профессиональная эволюция
И хотя на последней своей должности в КГБ Иванов являлся начальником отдела по борьбе с контрабандой, большую часть времени в управлении КГБ по Ленинграду Иванов работал в отделе кадров. КГБ принимало на работу в отдел кадров только тех офицеров, которые не подходили для оперативной или аналитической работы. Это было своего рода свалкой, смертельным и мрачным концом профессиональной карьеры. Другие сотрудники КГБ относились к отделу кадров с презрением, а сотрудники отдела кадров собирали на них компромат и рушили их карьеры. Работая в отделе кадров, Иванов разработал несколько личных рабочих правил: правы всегда те, кто имеет больше прав (в бюрократическом смысле); не проявляй инициативу; проявление инициативы наказуемо тем, что тебя назначат ответственным за ее исполнение и накажут в случае неуспешного исхода. Кадровая политика Иванова была следующей: «Нам не нужны выдающиеся сотрудники в КГБ. Нам нужны надежные и усердные середнячки».
Бывший начальник Иванов в управлении КГБ по Ленинграду характеризовал его как спокойного человека, который всегда молчал и не проявлял никакой инициативы — своего рода профессиональный «господин Никто».
Двухлетняя командировка в Афганистан подтверждает эту оценку. КГБ отправляло в Афганистан только тех офицеров, которые были бесполезны внутри СССР и в разведывательном управлении.
Все изменилось в конце 1980-х, когда КГБ инструктировало всех своих офицеров идти в бизнес и задействовать для этих целей любого, кто был бы полезен, включая преступников, которые в те времена были единственными людьми, понимающими как работает рынок (по крайней мере — черный).
Выполняя это указание, Виктор Иванов установил деловые отношения с главарем Тамбовской организованной преступной группировки (крупная ОПГ в Санкт-Петербурге) и ее главарем Владимиром Кумариным. Тамбовская ОПГ находилась в состоянии смертельной схватки с другой влиятельной бандой — Малышевской ОПГ и ее лидером Малышевым. В этой бандитской войне Иванов встал на сторону Кумарина и помог его группировке победить конкурентов. Крупной ставкой в этой схватке был контроль над петербургским морским портом, который использовался как транспортировочная база для наркотиков, идущих из Колумбии в Западную Европу через Санкт-Петербург.
В результате этого сомнительного делового партнерства Иванов приобрел долю в петербургском морском порту, и он до сих пор в доле. С другой стороны, к середине 1990-х Тамбовская ОПГ превратилась в бизнес-холдинг с рядом дочерних структур.
Ирония этой истории заключается в том, что пока Иванов сотрудничал с бандитами, он был повышен и переведен в отдел по борьбе с контрабандой, став его начальником. Его бывшие подчиненные характеризуют его как ужасного начальника — грубый, властный и упрямый. Это были времена, когда грань между сотрудниками правоохранительных структур и профессиональными преступниками была очень тонкой.
Когда Иванов сотрудничал с бандитами, он находился под защитой Владимира Путина, который отвечал за внешние экономические связи у мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Путин сам не был «господином Чистым»/«чистым» в те времена. Так, 12 июня 2000 года глава СБУ (Служба безопасности Украины, преемник КГБ) Леонид Деркач доставил конфиденциальный доклад президенту Леониду Кучме, основываясь на документах, которые, по словам Деркача, были получены СБУ в Германии. Документы, показанные Деркачем, указывают на то, что германская комания SPAG занималась отмыванием денег колумбийских наркодельцов при помощи покупки недвижимости в Санкт-Петербурге с благословения Путина. Путин являлся членом «наблюдательного совета» SPAG, и Владимир Кумарин был членом совета директоров одной из дочерних компаний SPAG. Кучма инструктировал Деркача устно информировать американцев об этой истории.
Это было странное время. Иванов, являясь главой управления ФСБ по борьбе с контрабандой, сотрудничал с Тамбовской ОПГ в попытках захватить петербургский морской порт. Морской порт использовался бандитами для контрабанды колумбийских наркотиков в Европу. Работая в мэрии Санкт-Петербурга, Путин консультировал SPAG, которая, как сообщалось, отмывала деньги колумбийских наркокартелей в Санкт-Петербурге. Кумарин, лидер Тамбовской ОПГ, был в совете директоров одной из дочерних компаний SPAG.
Это было время, когда между Путиным и Ивановым завязались особые отношения. Когда Путин был назначен главой ФСБ, он был холодно принят верхушкой ФСБ в Москве. Как и Иванов, он был неудачником в КГБ и его назначение было воспринято как оскорбление.
Путин сразу же назначил Иванова главой управления собственной безопасности ФСБ с наказом очистить ведомство. Люди, которые работали с Путиным в это время, говорят, что Иванов выполнил свою миссию как «Великий Инквизитор». В течение нескольких месяцев Иванов, как утверждают, был единственным человеком в ФСБ, которому Путин полностью доверял. Ведомство было деморализовано и функционально парализовано.
В то время, когда Иванов курировал кремлевский отдел кадров в 2000-2004 годах, он стал соавтором так называемой «Башкирской избирательной технологии». Согласно этой «технологии», если потенциальный победитель выборов не нравится Кремлю, то ему отказывают в регистрации кандидатом или его регистрация аннулируется во время предвыборной кампании. Данная «технология» с благословения Иванова была использована во время выборов губернатора Саратовской области, губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, губернатора Курской области, главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, мэра Сочи, губернатора Приморского края, губернатора Нижегородской области, губернатора Ростовской области, главы республики Саха (Якутия), главы республики Северная Осетия - Алания, главы республики Ингушетия, мэра Нижнего Новгорода, мэра Кызыла, мэра Новоросийска, главы администрации Омской области, главы республики Чечня, главы администрации Кировской области.
Личная характеристика:
Партнеры Иванова по бизнесу характеризуют его как очень сложного человека с трудной личностью. Он крайне секретен. В переговорах он хорош в ведении дискуссий в нужном ему русле и манипулировании собеседниками.
Где бы Иванов ни работал, он намеренно стравливал людей друг против друга, создавая неблагоприятную среду, в которой он мог доминировать, «разрешая» конфликты, которые сам же и создал.
Он пытается извлечь личную выгоду в практически каждом случае и всех взаимоотношениях с другими людьми. Он не любит проектов, которые не приносят ему личной выгоды и мастерски избегает таких назначений. Иванов пытается построить «братские» отношения с людьми, в которых он нуждается. Однако, его можно легко оскорбить и он не просто мирится с людьми.
Он мастер в понимании баланса сил вокруг него, идентифицирует скрытых лидеров (это очень важно в сюрреалистическом мире российской бюрократии) и способен отлично использовать это знание себе во благо.
Лучший способ взаимодействия с Ивановым это держать его на дистанции и не давать ему сблизиться, поскольку эта близость имеет все шансы развиться в чувство обиды с его стороны, а оскорбленный Иванов может стать худшим врагом.
И хотя это вне закона, Иванов продолжает заниматься бизнесом в Санкт-Петербурге, его бизнес связан с нефтью и морским портом.
Источники, которые знают Иванова, говорят, что он «рука, которая наводит порядок».
Он агрессивно использует свои контакты во «властных ведомствах» Российской Федерации и СМИ. Это позволяет ему блокировать утечки негативной информации про него. Однако, когда подобная информация просачивается, то он всегда пытается найти тех, кто за этим стоит, и наказать их.
Иванов мстителен, и он был одним из организаторов расправы над ЮКОСом и Михаилом Ходорковским. Бывший помощник Иванова рассказал нам, что сильная неприязнь к Ходорковскому появилась в Кремле после того, как он публично указал Путину на то, что его петербургские коллеги заключают «грязные» нефтяные сделки для сбора средств на финансирование следующей президентской кампании. Иванов был одним из тех «коллег», и он сделал все возможное и невозможное, чтобы завести уголовное дело на Ходорковского и сделать так, чтобы приговор был максимально жестким, а пребывание Ходорковского в исправительной колонии максимально болезненным.
Иванов имеет прямой доступ к Путину, что позволяет ему реализовывать его бизнес-проекты. Выстраивание деловых отношений с ним должно быть полезным с точки зрения бизнеса, хотя это не вызывает никаких симпатий среди российской элиты, где к нему в основном испытывают неприязнь. Многие представители нового поколения российских лидеров считают Иванова пережитком прошлого, который больше вписался бы во эпоху Иосифа Сталина, чем в современное окружение.
Источник, который работал с Ивановым, рассказал нам, что Иванов, по-видимому, имеет латентный комплекс неполноценности. Судя по всему, он осознает, что не блещет умом и компенсирует этот недостаток византийскими интригами, в которых он чувствует себя в своей тарелке.
Увлечения:
Иванов любит охоту и коллекционирует древние книги. Он проявляет сильный интерес к истории, особенно к тактике войны. Иванов любит принимать подарки, особенно ценные документальные и книги для экспертов о войне.
Комментарии
Да ладно! Это тётя Фрося ему йаду подсыпала:)))
Давно в Бердичеве об етом знають:)))
Сразу вспомнил анекдот про Иванова, который пришёл к замполиту жаловаться на Петрова за то, что ловелас Петров частенько "пользует" жену Иванова.
Замполит срочно вызвал к себе Петрова и стал отчитывать за аморальное поведение, ссылаясь на слова Иванова.
- Прекрати! Нехорошо это по отношению к Иванову, - сказал в заключение замполит.
- А этих Ивановых не поймёшь: она говорит - хорошо; он говорит - нехорошо...