За что посылают на смерть английский народ

На модерации Отложенный

Э. ФИЛЬДИНГ

За что посылают на смерть английский народ

Введение

Вчера я впервые опубликовал в Интернете воззвание Исполкома Коминтерна к двадцать второй годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, опубликованное в своё время в органе сталинского Коминтерна — журнале «Коммунистический Интернационал» (№ 8—9, 1939 г.). Сегодня я публикую с той же целью, указанной мною в предисловии к электронной публикации того воззвания, статью английского промосковского коммуниста Э. Фильдинга «За что посылают на смерть английский народ» из того же номера указанного журнала.

Здесь отмечу лишь главный недостаток статьи «За что посылают на смерть английский народ» (наряду с идеализацией СССР) — отсутствие размежевания с английской рабочей аристократией — и вообще рабочей аристократией всех империалистических держав. До смешного наивно заявление английских сталинистов о том, что интересы всех английских трудящихся «находятся в резком противоречии с интересами британского монополистического капитала и в полном согласии с интересами угнетённых народов, на которых тяготеет ярмо британского империализма», — такое утверждение верно лишь в отношении английского пролетариата (= городской бедноты), но не в отношении английской рабочей аристократии. В действительности английская рабочая аристократия, которая во времена колониальной монополии Англии была особенно многочисленной и успела отравить своей мелкобуржуазно-шовинистической идеологией даже значительную часть английского пролетариата, имела и имеет теперь прямую материальную заинтересованность в колониальной или неоколониальной политике, так как английская монополистическая буржуазия всегда делится с ней кусочками своих империалистических сверхприбылей. При этом необходимо иметь в виду, что в эпоху империализма, когда не одна только Англия является империалистической державой, всё это верно не только в отношении Англии, но и в отношении других «великих» держав, от Франции, Германии и Америки до России и современных Китая и Индии. Автор же статьи «За что посылают на смерть английский народ» сделал грандиозный шаг назад в сравнении с Энгельсом, который в своё время признавал и подчёркивал факт империалистического подкупа огромного числа английских рабочих за счёт грабежа колоний и логически вытекающую отсюда прямую заинтересованность основных масс английской нации в колониальной политике.

Герман Ахметшин.

* * *

Нынешнее правительство Англии втянуло английский народ в новую империалистическую войну. Трудящиеся Великобритании, введенные в заблуждение демагогией буржуазии и ее прислужников — реакционными лидерами лейбористской партии, — спрашивают себя: во имя чего заставляют нас идти на эту войну и класть свои жизни на алтарь смерти?

В ответ на вопросы трудящихся правительство заявило, что оно готовится к трехлетней войне. Но продолжительность войны — это еще не ответ на вопрос о целях войны. Народу незачем воевать даже три дня, если он не знает, какие собственные интересы он защищает в этой войне, во имя какой собственной цели он рискует своей жизнью? Именно это английскому народу неизвестно.

Консерваторы говорили английскому народу: мы ведем войну за Польшу.

Трудящиеся Англии задают законный вопрос: почему за Польшу? Разве Польша нам ближе чем некоторые другие, потерявшие свою независимость страны, от защиты которых правительство Чемберлена в свое время категорически отказалось? Разве английский народ заинтересован в господстве продажных польской буржуазии и помещиков, которые, применяя средневековые, феодальные методы, при помощи жесточайшего террора угнетали миллионы украинцев, белоруссов и издевались над польским народом? Обязан ли наш английский народ проливать свою кровь за трусливых господ Мосьцицких, Рыдз-Смиглы и Беков, которые, спасая свою шкуру, бросили польский народ на произвол судьбы и поспешно бежали заграницу, не забыв, однако, захватить с собою золото, принадлежащее польскому народу?

С этими господами, с польскими империалистами, с размалеванными генералами, а не с польским народом заключила английская буржуазия свой пакт, она гарантировала неприкосновенность панской Польши, этой насквозь прогнившей каторжной тюрьмы народов, которую страны-победительницы после версальского мира рассматривали как плацдарм контрреволюционной войны против СССР. Эта Польша позорно обанкротилась и развалилась от первого же удара как карточный домик.

Трудящиеся бывшей Польши отнюдь не заинтересованы в возвращении Радзивиллов и Любомирских, Мосьцицких и Беков, которые толкали польский народ к катастрофе.

И теперь буржуазия Великобритании заставляет наш народ идти на войну за возвращение к власти этой банды!

Английские консерваторы пытаются подкрепить свои «аргументы» тем, что Гитлер «нарушил свое слово» и что поэтому его надо свергнуть с помощью войны. Народ Великобритании требует от правительства Чемберлена об’яснений по поводу этого «нарушения слова». Пусть, наконец, четко и ясно скажут, что это за «нарушенное слово», которое должно быть искуплено кровью народов? Может быть, это нарушение слова состояло в том, что Германия не заплатила ту цену, которую англичане требовали в Мюнхене, что Германия не захотела пойти на войну против Советского Союза?

И за это английский народ должен проливать свою кровь!

Преступление вести такую войну!

Консерваторы утверждают, что война со стороны Англии и Франции ведется за демократию.

Нет, война ведется за самую черную реакцию. Консерваторы всегда были реакционерами, а не демократами. И если они теперь стараются заставить английский народ поверить в чудо, что в одно мгновение ока Савл превратился в Павла, если они теперь рядятся в тогу «борцов за демократию», то английским рабочим следует быть настороже, смотреть в оба, чтобы не позволить использовать себя в интересах буржуазной реакции под лживым лозунгом борьбы за «демократию».

Нельзя не видеть, что режим господствующей буржуазии в так называемых странах «буржуазной демократии» все более и более перестает отличаться от самой реакционной диктатуры буржуазии. Концентрационные лагери, в которые «демократическая» Франция бросила испанских борцов за свободу, запрещение коммунистической партии Франции, беспощадное преследование революционных рабочих, уничтожение демократических прав и социальных завоеваний рабочего класса, тюремный режим для трудящихся, вводимый французской буржуазией, — все это говорит о том, что французская «демократия» уже мало чем отличается от наиболее реакционной диктатуры буржуазии. И даже наша хваленая английская «демократия» все яснее вскрывает свой насквозь реакционный характер, не говоря уже о царстве произвола английских империалистов в колониях.

Нет! Нынешняя война — это война не за демократию, это война английского империализма за защиту награбленного, за грабеж новых земель и богатств, за порабощение и угнетение новых народов, война, противоречащая интересам английских трудящихся.

Вот почему мы выступаем против этой войны и клеймим ее как преступление.

Консерваторы утверждают, что война со стороны Англии и Франции ведется за «свободу».

Немало, должно быть, труда стоило им заставить себя произнести это слово — «свобода». Могло бы, например, случиться, что индусы, арабы и другие угнетенные английской империей народы приняли бы всерьез это слово и спросили бы английское правительство: что вы разумеете, по существу, под этим словом? Относится ли проповедуемая вами свобода и к нам, или это особая, «монополистическая свобода» империалистов? Говорите ли вы о свободе для всех народов, или ваша свобода отпускается только тем, кто подходит под вашу мерку?

Если английская буржуазия так высоко ценит свободу других народов, что даже проливает во имя ее кровь английского народа, то ведь она должна была бы с восторгом приветствовать освобождение одиннадцати миллионов украинцев и белоруссов от ненавистного господства польских панов!

И не менее горячо она должна была бы желать, чтобы и другие угнетенные народы стряхнули с себя ярмо своих поработителей и стали свободными. Но, как ни странно, английская буржуазия глубоко поражена и возмущена тем, что угнетенные народы действительно хотят свободы и надеются освободиться от капиталистического рабства и что эта надежда опирается не на гнилую империалистическую Англию, а на великую страну социализма.

«Свобода», которую несет народам английский империализм, выглядит либо так, как в колонии Великобритании — Индии, — либо как в Румынии, Греции, Португалии и других странах, которые, до сих пор находясь под покровительством Великобритании, развивались отнюдь не в направлении демократии, а в направлении самой давящей и ненавистной народам реакционной диктатуры. И если консерваторы теперь цинично утверждают, что Великобритания ведет войну за освобождение угнетенных народов, то им нужно напомнить, что в последние годы многие народы подпали под чужеземное владычество не без содействия английской буржуазии. Известно, что даже лучшие сыны английского народа, бывшие бойцы героических интернациональных бригад, преследуются нынешним правительством Великобритании. И это реакционное правительство вдруг обрело теперь способность вести освободительную войну? Нет, эта война — несчастье и позор для английского народа.

Консерваторы и их лейбористские лакеи заявили английскому народу: мы ведем войну, чтобы завоевать справедливый мир.

Английский народ ответит им: справедливый мир мы могли завоевать без войны. Английская буржуазия еще в 1914 году уверяла, что воюет ради «справедливого мира», а результатом ее войны был чудовищный версальский мир, вызвавший новую империалистическую войну в Европе.

Прежде чем английская буржуазия затеяла нынешнюю войну, существовала возможность помешать военному взрыву. Эффективный фронт мира, который настойчиво предлагал осуществить Советский Союз, мог бы избавить народы от войны.

Но именно английские реакционеры не допустили создания этого фронта мира. Они пытались организовать в Мюнхене заговор против Советского Союза, против европейского мира. А когда под давлением общественного мнения правительство Чемберлена вынуждено было вступить в переговоры с Советским Союзом, оно послало в Москву второстепенного чиновника, лишенного необходимых полномочий. Переговоры в Москве разбились о саботаж английского правительства.

Сначала английская буржуазия стремилась втравить Германию в войну против Советского Союза, затем она хотела спровоцировать Советский Союз на войну против Германии. Она хотела войны, а не мира.

Английские империалисты все время разжигали войну, ослепленные надеждой, что Германия и Советский Союз растерзают друг друга, чтобы этим самым укрепить Англию, которая сможет потом продиктовать им свои условия. Война началась, но иначе, чем ждали «доблестные» политики английского империализма. Война началась, непосредственно угрожая английскому империализму. В яму попал тот, кто ее вырыл для других.

Война началась потому, что английские империалисты систематически подрывали всеобщий мир, потому, что они всячески разжигали воинственные настроения в своей бешеной ненависти к стране социализма и в своей традиционной борьбе за мировое господство. Война началась потому, что английские империалисты своими руками сами разожгли пожарище войны. И вот пожар войны перекинулся на собственный дом главного поджигателя, который гонит теперь народы Великобритании в пекло войны, чтобы они страдали и умирали ради корыстных интересов буржуазии.

Английская буржуазия ведет эту войну не ради Польши и угнетенных народов, не за свободу и справедливость. Она ведет эту войну для того, чтобы вновь укрепить слабеющее господство английского империализма, чтобы сплотить под своим руководством все реакционные капиталистические силы в единый фронт против страны социализма. Борьба за гегемонию в Европе и борьба за Германию, которую хотят сделать «оплотом» борьбы против страны социализма, — таков глубочайший смысл войны, которую ведет английская буржуазия.

Поэтому мы отрицательно относимся к этой войне, мы боремся против нее, мы клеймим ее как империалистическую, несправедливую войну.

Эта война и военные цели империалистических хищников самым усердным образом поддерживаются реакционными лидерами лейбористской партии. Господа Ситрин, Гринвуд и другие подобные им прихвостни буржуазии, которые отвергали всякое сотрудничество с другими политическими партиями против правящей клики консерваторов, теперь самым тесным образом сотрудничают с ней и вообще с реакционной буржуазией.

Эти суб’екты, саботировавшие освободительную войну испанского народа и с негодованием отвергавшие даже мысль об антифашистской борьбе, вдруг воспылали любовью к «антифашистской войне», провозглашенной английской крупной буржуазией. Эти суб’екты, которые всегда были смертельными врагами единого фронта пролетариата, вошли теперь в об’единенный фронт реакции, который в Англии охватил всех представителей и сообщников кровавого империализма от твердолобых консерваторов до лейбористских лидеров, во Франции — от кагуляров до Леона Блюма, во фронт империалистической войны.

Безудержная травля и клеветнические выпады против Советского Союза свидетельствуют лишь о том, что империалисты и их лакеи в лице реакционных лидеров лейбористской партии видят своего главного врага в стране победившего социализма — в СССР, величайшие исторические победы которого предстают перед всем миром и воодушевляют трудящихся на борьбу против эксплоататоров и угнетателей. Реакционные лидеры лейбористского движения прекрасно осведомлены о подлинных военных целях английской буржуазии. Эта война им по душе, и именно поэтому они безоговорочно ее поддерживают.

Но английские рабочие, английские трудящиеся ни в малейшей степени не заинтересованы в этой войне. Они не хотят умирать ни за то, чтобы господа Рыдз-Смиглы и Беки возвратились в Польшу, ни за то, чтобы в Германии было создано правительство, которое будет вести борьбу против страны социализма, ни за то, чтобы английские консерваторы установили во всей Европе реакционный режим. Трудящиеся Англии не хотят подпасть под военную диктатуру крупной буржуазии, которая использует военное положение, чтобы снизить рабочим заработную плату, повысить налоги, поднять цены на товары, усилить эксплоатацию и шаг за шагом вводить в стране реакционный режим. Трудящиеся Англии хотят, чтобы империалистической войне и опасной игре империалистических провокаторов был положен конец, чтобы Англия видела свое призвание не в том, чтобы быть главным оплотом загнивающего капитализма, а стала бы страной действительной свободы, в которой рабочий класс, трудящиеся были бы хозяевами своей судьбы.

Ведя борьбу против реакционной буржуазии и затеянной ею войны, трудящиеся Великобритании все яснее будут понимать, что они не только самим себе, но и другим народам окажут наилучшую помощь, если нанесут удар реакции в собственной стране и положат конец политике империалистических провокаторов войны, которые всегда натравливали народы друг на друга «во имя морали и справедливости», организовывали войны и контрреволюционные путчи, всеми средствами противились всякому подлинному освободительному движению и, наконец, толкнули собственный народ в пекло новой империалистической войны.

Трудящиеся нашей страны в пламени этой войны преодолевают роковую иллюзию, будто Англия призвана занимать в мире «особое положение», и английский народ якобы заинтересован в том, чтобы господствующие классы Великобритании обогащались за счёт пота и крови других народов. Они теперь на собственной спине чувствуют убийственные последствия этой империалистической политики. Бедствия войны железным молотом вобьют в них правду, понимание того, что их интересы находятся в резком противоречии с интересами британского монополистического капитала и в полном согласии с интересами угнетённых народов, на которых тяготеет ярмо британского империализма. Они поймут, что мир и свобода трудящихся Англии, мир и свобода сотен миллионов людей во всех частях земного шара могут быть обеспечены лишь путем решительной, до конца последовательной борьбы против нынешней империалистической войны, за освобождение трудящихся всех капиталистических стран от гнета империализма и капитализма.


Источник: журнал «Коммунистический Интернационал», № 8—9, 1939 г.