Воинская слава России - Взятие Ташкента русскими войсками. 1865 год.

На модерации Отложенный

16 июня 1865 года русские войска захватили Ташкент. Интересный факт, у русского генерала Михаила Григорьевича Черняева было только 3000 человек, против города с 25 километровой стеной, 12 воротами и 30 000 защитников. Потеряв только 25 человек, после двухдневного сражения русские захватили город. Такой феноменальный успех скорее всего объясняется тем, что местная знать и жители Ташкента были не довольны властью Кокандского хана, поэтому они решили сдать город русским войскам. Существует красивая легенда, в достоверности которой многие сомневаются, что 30 июня 1865 года представители Ташкентской знати принесли 12 золотых ключей от Ташкентских ворот в русский военный лагерь, который располагался неподалеку от Чимгана в предгорьях Тянь-Шаня, приблизительно в 56 милях (80 км) на северо-восток от Ташкента. Сдача ключей была актом признания победы русской армии над Ташкентом.


Генерал Михаил Григорьевич Черняев (1828–1898)

В ходе расширения Империи с 1839 г. начинаются вооруженные конфликты с воинственным Кокандским ханством, откуда происходили частые нападения на казахов, уже российских подданных, которых кокандцы нередко брали в плен и обращали в рабство. С началом Крымской войны в 1853 г. Коканд уже как союзник Турции начал против русских обширные военные действия крупными силами, однако в бою за российский форт Перовский (в СССР – Кызыл-орда) 12-тысячное войско кокандцев было разгромлено русскими (численностью 1055 бойцов).

И в последующие десятилетия произошло немало столкновений. Так, в октябре 1860 г. 20-тысячное войско кокандцев двинулось на русскую крепость Верный (в СССР – г. Алма-Ата). В бою под Узун-Агачом 21 октября 1860 г. кокандские отряды потерпели поражение от русского отряда численностью 700 человек. Этой победой Россия окончательно укрепилась в Семиречьи и в Заилийском крае.

В 1864 г. было решено провести в Средней Азии соединительную укрепленную линию между двумя степными российскими губерниями – Оренбургской и Сибирской, для чего требовалось занять несколько укрепленных пунктов в пределах Кокандского ханства, в том числе Ташкент. Осуществление этого проекта было поручено герою Крымской войны полковнику М.Г. Черняеву, с назначением его начальником особого западносибирского отряда. Ранее Черняев отличился храбростью в обороне Севастополя и покорении Кавказа. Отправившись в г. Верный, где формировался отряд, Черняев приступил к своей задаче с весьма ограниченными средствами; расходы должны были покрываться остатками интендантских сумм Западносибирского округа.

Сначала небольшой отряд Черняева захватил крепость Аулие-Ата и взял штурмом Чимкент (в июле 1864 г.), считавшийся неприступным; войска проникли в крепость по водопроводу в стене крепости, и гарнизон был до того поражен внезапным появлением неприятеля внутри городской ограды, что не оказал почти никакого отпора. За взятие Чимкента, Черняев был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени. По формальной служебной линии в 1864 г. Черняев был произведен в генерал-майоры.

Первая неудачная попытка овладеть Ташкентом была предпринята Черняевым осенью 1864 г.: 1 октября 8 рот пехоты при 12 орудиях подошли к Ташкенту со стороны Чимкентской дороги и стали лагерем в местности Ак-Курган. 15 ноября подполковник Обух добился разрешения Черняева на штурм города. Две роты русского отряда пошли на штурм городской стены, но были встречены шквальным огнем и были вынуждены отступить. С большим трудом Черняев смог выручить залегших под обстрелом во рву у городской стены солдат. При этом штурме погибло 18 человек, включая двух офицеров, 60 человек были ранены, включая двух смертельно раненных офицеров – подполковник Обух и подпоручик Рейхард умерли от ран в Чимкенте. Кокандцы, оборонявшие Ташкент, спустившись в ров, отрубили головы у шести убитых русских солдат. Нацепив их головы на пики, они с торжеством пронесли их по городу.

После отступления русских около 3000 жителей Ташкента, сторонников присоединения к России, бежали в города, занятые русскими, например Туркестан и Чимкент, так как боялись расправы кокандцев.

9 мая 1865 г. основные русские силы были атакованы 40-тысячной армией Кокандского ханства, пришедшей из Коканда на выручку Ташкента вместе с муллой Алимкулом. Кокандская армия, в которой было до 10 тысяч регулярной пехоты при 40 орудиях, на рассвете напала на русский лагерь, но после двухчасового боя была разбита, и сам Алимкул получил смертельное ранение. 

В 2 часа ночи с 14 на 15 июня 1865 г. русский отряд (около 1300 штыков и сабель при 12 орудиях) стремительным штурмом ворвался в город со стотысячным населением и 30 тысячами защитников с 63 орудиями. Успеху способствовали безшумное, незамеченное караулом приближение русского авангарда с лестницами к самым стенам города. Русские появились внутри города так внезапно, что защитники ворот (до 500 человек регулярной пехоты) со сна были охвачены паникой и оказали весьма слабое сопротивление. В числе первых на укрепленную стену взобрался священник Андрей Малов (впоследствии протоиерей, первый настоятель Ташкентского военного Спасо-Преображенского собора), за что получил Георгиевский наперсный крест.

Правда, внутри города продолжалось сопротивление многотысячного гарнизона, сломить которое было не по силам отряду Черняева. В 5 часов утра на помощь ему стали подходить другие войска, начавшие планомерную зачистку улиц. Утром явилась депутация от торговцев и аксакалов города с изъявлением покорности. А окончательная и безусловная сдача города произошла 17 июня, когда к Черняеву явились аксакалы и почетные жители – следует заметить, что в Ташкенте давно существовала "партия" сторонников вхождения в Российскую империю. Этому противостояла партия бухарской ориентации, которая потерпела поражение; ее сторонники вместе с последними отрядами побежденного гарнизона покинули Ташкент и выехали в Бухару.

Взятие Ташкента русскими войсками.

На следующий день генерал Черняев торжественно объехал город в сопровождении лишь двух казаков, пообедал в чайхане, а вечером отправился в местную баню, как будто это был обычный мирный город. Этим он сразу внушил населению уважение к своему безстрашию и уверенность в бесповоротности совершившейся перемены. Генерал Черняев получил в местном наслении прозвище "Ташкентский лев".