Не говори ГОП...

Не говори ГОП, пока не перескочишь

Или почему властям Казани не нужна городская Общественная палата

Общественные советы нужны, - неосторожно заявил автор этих строк три года тому назад. Сославшись на поручение, которое президент Владимир Путин дал федеральному правительству: внести предложения по разработке новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти. Путин сделал то, что и должен был сделать. Он проявил заботу об общественных советах при органах государственной власти. А кто позаботится об общественных советах муниципальных образований?

Общественные советы существуют во многих городах. В Казани, например, Общественный совет был образован 5 декабря 2008 года в качестве совещательного и рекомендательного органа по вопросам развития городского хозяйства при исполкоме города. Приняв решение об образовании органа, казанское руководство разыграло гамбит (от итальянского gambetto – подножка), когда одна из сторон в интересах быстрейшего развития игры жертвует малозначимую фигуру. Создав упомянутый Совет, руководство Казани пожертвовало пешкой ради того, чтобы уйти от создания Общественного совета муниципального образования (ОСМО). Впрочем, эта «пешка» три года тому назад прекратила свое существование де-факто.

А между тем, участники круглого стола, состоявшегося в январе 2007 года, поддержали выдвинутую мной – в то время председателем Общественного комитета по реформированию ЖКХ Татарстана инициативу по созданию ОСМО города Казани. И пришли к заключению, что ОСМО может-таки обеспечивать правовое просвещение населения, сбор и обработку соответствующих предложений, консультирование заинтересованных организаций и учреждений по вопросам ЖКХ и местного самоуправления.

Почему же проект «ОСМО» не пошел. Он, как я думаю, не пошел, во-первых, потому, что вместо ОСМО исполком Казани образовал Общественный совет по вопросам развития. Во-вторых, не оправдалась ставка на способность населения к самоорганизации. И, наконец, в-третьих, главная причина заключается в том, что у органов местного самоуправства нет никакого интереса к проектам, направленным на самодеятельность населения.

Заметим, что согласно ст. 131 Конституции РФ структуру органов местного самоуправления определяет население муниципального образования. Но как об этом говорит практика, все решает местное самоуправление, а оно не считает нужным обсуждать с населением проекты типа ОСМО.

Да, ОСМО уставом Казани не предусмотрен.

Но почему бы вопрос о внесении в устав города соответствующей поправки не обсудить с единственным источником власти мэра Казани? И, к слову, что он собой представляет – этот источник? Такого рода источником считается Казанская городская дума, действующая под управлением мэра Казани. Как полагаете, читатель, кого она выберет своим новым руководителем? Другое дело – прямые выборы, когда мэра выбирает единственный источник городской власти – население Казани. А ведь согласно ст. 3 отечественной Конституции таковым в России является ее многонациональный народ. Впрочем, в нашей стране не принято советоваться с народом. Наоборот, это народ советуется с главой государства на периодически проводимых им сеансах прямой связи.

22 марта 2015 года автор этих строк – инициатор проекта ОСМО, который мог бы играть роль пока отсутствующей в Казани городской общественной палаты (ГОП), решив вернуться к вопросу об ОСМО, написал статью, на основе которой запустил опрос «нужны ли России ОСМО»? Результаты оказались неутешительными: примерно половина участников состоявшегося опроса посчитала, что ОСМО не нужны.

Проявив настойчивость, с идеей преобразования имеющегося Общественного совета по вопросам развития при исполкоме Казани в ОСМО автор этих строк обратился к руководителю исполкома Денису Калинкину. И, учитывая, что участниками упомянутого круглого стола идея ОСМО в свое время уже была одобрена, предложил внести ее на публичные слушания, попросив г-на Калинкина выразить свое отношение к такому преобразованию.

Издевательский ответ на мое обращение к г-ну Калинкину подписал руководитель Аппарата казанского исполкома Игорь Сивов. Уведомив автора этих строк о том, что его письмо «принято к сведению», он выразил благодарность «за активную жизненную позицию». Однако я сформулировал некое предложение, которому адресат никакой оценки не дал. А г-н Сивов явно поспешил с благодарностью за «активную жизненную позицию». Эту благодарность я буду готов принять, если суд, рассмотрев мою жалобу на действия (бездействие) руководителя исполкома муниципального образования, обяжет его вопрос об ОСМО внести на публичные слушания. Чтобы свое мнение об этом проекте мог высказать единственный источник городской власти – население Казани. Вот оно-то пусть и решит, нужна ли нашему городу Общественная палата. Например, в форме ОСМО.

На основе авторской статьи в ИА REX