Евреи в Польше в 18 веке
На модерации
Отложенный
К восемнадцатому веку королевская власть в Польше была сведена до минимума‚ и в государстве‚ которое "держалось беспорядком"‚ грамоты королей никого практически не защищали. Воеводы‚ старосты и подстаросты хозяйничали в общинах по своему желанию‚ назначали и арестовывали кагальных старшин‚ вымогали деньги‚ и с вступлением в должность каждого нового воеводы приходилось заново хлопотать о восстановлении прежних привилегий. Мещане городов постоянно воевали со своими еврейскими конкурентами. "Еврей продает свой товар слишком дешево‚ – жаловались они‚ – и отнимает у нас покупателя". Но покупатели были иного мнения. "Паны говорили‚ что хоть евреи и гадкие нехристи‚ а всё же хорошо их иметь в городе‚ – писал современник. – У них найдешь шелк‚ меха‚ золото‚ серебро‚ жемчуг‚ тюль‚ и всё дешевле... Еврей не позволяет себе излишеств. Посмотрите на его одежду‚ войдите в его дом: он грызет чеснок‚ редьку или огурец‚ собирает денежки‚ угождает пану‚ а себе во всем отказывает".
В ту пору шляхта получила право на винную монополию: изготавливать вино‚ водку‚ пиво и мед и продавать напитки в шинках. Не желая заниматься этим промыслом‚ паны отдавали его в аренду евреям‚ так же поступали короли в своих владениях‚ и к концу семнадцатого века шинкарство стало главной отраслью еврейской торговли‚ потому что из других промыслов их вытеснили магистраты и ремесленные цехи. "Паны неохотно сдают корчмы полякам‚ – писал путешественник. – Поляк-корчмарь любит мед да водку‚ а давать счет панам не любит‚ тогда как жидов они без церемоний могут к этому принудить".
Живя на частных землях‚ евреи были прикреплены к "кабацкой стойке и к мелкой аренде" и целиком зависели от пана. Холопа-украинца пан побаивался‚ помня уроки прошлых восстаний‚ а еврея нечего было опасаться: помещик мог сгноить в тюрьме несостоятельного арендатора со всей его семьей‚ мог отнять у него детей‚ крестить их – жаловаться было некому. В дневнике волынского помещика восемнадцатого века имеется такая запись: "Пятое января. Арендатор Гершко не уплатил мне еще с прошлого срока девяносто один талер... Вчера я приказал его заковать и запереть со свиньями... младшего его сына Лейзю взял на мызу и приказал учить катехизису с молитвами. Очень способный мальчик. Я намерен окрестить его‚ и епископ обещал приехать ко мне к этому акту и приготовить его душу. Лейзя не хотел сначала делать крестного знамения и повторять наши молитвы‚ но управляющий высек его‚ и сегодня он ел уже свинину... " Затем в дневнике рассказано о том‚ как приехали евреи из Бердичева‚ уплатили долг – девяносто один талер‚ подарили пану голову сахара и десять фунтов кофе и умолили отпустить мальчика. "Впрочем‚ – пишет далее помещик‚ – я вполне уверен‚ что еврей опять не уплатит в срок‚ и Лейзя попадет-таки в мои руки и сделается христианином..."
Известен случай‚ когда каневский староста‚ забавляясь‚ приказывал еврейским женщинам влезать на яблони и куковать‚ а сам стрелял в них дробью; когда же раненые падали с дерева‚ он веселился и кидал им золото. Получалось так‚ что бесправный еврей страдал от пана в спокойные времена и страдал за пана – во времена мятежей.
Католическое духовенство тех времен искало виновников бедствий‚ которые потрясли Польшу в середине семнадцатого века. В первую очередь обвинили иноверцев‚ на которых свалили вину за смуты‚ неурядицы‚ эпидемии и в особенности за военные поражения. В 1672 году Турция захватила Подолию‚ и евреев сразу же обвинили в сношениях с неприятелем‚ хотя турки грабили их наравне с остальным населением и угоняли в плен. Многие годы после этого евреи Европы собирали деньги на выкуп пленников той войны.
Борьба в Польше велась между неравными. Духовенство било противника‚ ослабевшего после страшных лет хмельнитчины‚ и когда какой-либо сейм вводил ограничительные законы‚ причина приводилась одна и та же: "Дабы вероломство и своеволие жидовское не брали верх".Поляк с малых лет проникался презрением к еврею‚ и воспитанники иезуитских школ по-прежнему нападали на еврейские кварталы и грабили их. Это были уже не проказы подростков‚ но организованные нападения на беззащитных людей. Общины давали подарки начальству школ и учащимся‚ чтобы избежать погромов‚ и известен случай‚ когда в Перемышле кагал предотвратил нападение‚ подарив каждому из преподавателей – "почтенным панам философам" – по паре желтых сапог из хорошей кожи‚ а учащимся выставил бочонок меду. Но и подарки не всегда помогали.
В семнадцатом веке в Польше было около шестисот монастырей‚ и влияние духовенства‚ особенно иезуитов‚ чрезвычайно возросло. На своих соборах церковь подтверждала старые и издавала новые ограничительные законы против евреев; снова провозгласили‚ как и в Средние века: евреев нужно терпеть лишь для того‚ "чтобы они напоминали нам о муках Христа и своим рабским положением являли пример справедливой кары Божией над неверующими". Не разрешали строить новые синагоги и ремонтировать старые; запрещали освещать синагоги ночью‚ устраивать кладбища возле города и совершать обряд еврейских похорон в дневные часы.
В тогдашнем польском обществе господствовали суеверия. Верили в колдовство и в злых духов‚ за "сношения" с нечистой силой привлекали к суду и предавали мучительным казням. Евреям приписывали вину в появлении "чар" и таинственных знаков на домах‚ а в Новогрудском воеводстве сожгли без суда двух евреек‚ обвинив их в колдовстве. Христианское население практически ничего не знало о своих соседях-евреях‚ которые жили обособленно‚ и верило всевозможным небылицам. Самый нелепый слух можно было соединить с еврейским именем‚ и этому тут же начинали верить: ведь еврей был чужаком‚ с незнакомой религией‚ со странными обычаями‚ а это вызывало опасения. Некий игумен Орест‚ оставивший после себя обширные записи‚ зафиксировал без всяких сомнений следующий "факт": еврейка Шейна‚ дочь Вульфа‚ жена Айзика Габриловича‚ в Могилеве‚ на Шкловской улице‚ за валом‚ родила дитя, "неподобное на человека‚ но похожее на медведя косматого с когтями"‚ и дитя это было похоронено живым.
Не только в народной массе‚ но и в образованном обществе ходили нелепые рассказы о евреях. Верили‚ например‚ что если еврей – потомок Реувена притронется к неспелому плоду‚ то этот плод завянет‚ что посевы у потомков Реувена не дают всходов‚ а на их могилах не растет трава. Верили‚ что у потомков Шимона раз в году бывает кровотечение из пальцев рук и ног; что потомки Дана месяц в году испускают нестерпимое зловоние и потому должны смазывать себя христианской кровью для устранения этого запаха; что у каждого еврея из колена Гада имеется на голове пятнадцать язв, у евреев из колена Ашера одна рука короче другой‚ у потомков Дана свиные уши‚ у потомков Йосефа и Биньямина рот кишит червями‚ – и тому подобные небылицы‚ которые "подтвердил" некий Франциск‚ выкрест из евреев.
В Польше выходили в свет всевозможные сочинения‚ в которых обвиняли евреев в совершении ритуальных убийств‚ и суеверная толпа верила тому‚ что было написано. "Как шляхетская вольность невозможна без права "вето"‚ – писал один из обличителей‚ – так и еврейская маца невозможна без крови христианской". Церковь объявляла святыми мучеников‚ якобы убитых евреями‚ и на поклонение "святым мощам" приходили толпы верующих.
Комментарии