Сталинградская «Родина-мать» и другие памятники архитектуры: о единстве формы и содержания

Владимир Мединский
Владимир Мединский
Министр культуры РФ
 

   Новостной портал Business Insider выпустил материал с подборкой «самых абсурдных построек» советских времён. В «рейтинг» вышла сталинградская скульптура «Родина-мать». Позже редакция удалила памятник из списка. Своё мнение об этой истории по просьбе журналистов излагает министр культуры России Владимир Мединский:

   – Комментировать журналистские рейтинги, в той или иной степени ангажированные и маргинальные, и тем более принимать их во внимание – не задача министерства культуры России.

   Но, раз уж вопрос задан – да ещё задан накануне 9 Мая и касается, в частности, священного для нас памятника «Родина-мать», который является частью федерального музея Сталинградской битвы, подчиняющегося Министерству культуры, – хочу обратить ваше внимание на следующее:

   Во-первых, период, начавшийся в 20-е годы ХХ века, – это период небывалых экспериментов в архитектурном творчестве. Во всём мире, в том числе и в России. Он связан и с бурным развитием строительных технологий, и с новыми идеями, которые будоражили человечество. От того периода нам досталось в наследство великое множество сооружений – и тех, что стали классикой на все времена, и тех, что остались свидетельствами небывалой творческой смелости и духа своей эпохи.

И было бы странно задним числом раздавать им оценки с позиций современных представлений о прекрасном и не пытаясь понять ту эпоху.

   Во-вторых, архитектурную форму нельзя рассматривать отдельно от содержания, от вложенного в неё смысла. Содержание «башни» в Санкт-Петербурге следует из её названия – «ЦНИИ робототехники и технической кибернетики», это здание строилось для проектирования и испытаний космической техники. Думаю, народ, первым вырвавшийся в космос, имеет право облекать свой научный, технический, цивилизационный триумф в любую форму, какая ему заблагорассудится. И космос, и архитектура – это ведь творческий порыв в самом высоком смысле слова. Смысл, заложенный в «Родину-мать», вообще понятен каждому в России, да и каждому цивилизованному человеку в любой стране мира.

   Нам нечего обсуждать с теми, кто знаком с мировой культурой преимущественно по комиксам и кому наши памятники кажутся «бессмысленными». Неандерталец, пожалуй, тоже в этих памятниках увидел бы лишь то, что их нельзя съесть. Слава богу, изданию задним числом хватило ума убрать «Родину-мать» из своего «рейтинга».

   А Дворец Советов так и не был построен – и, если мне память не изменяет, не из-за рецензий зарубежной прессы.

   Кстати, этот проект в числе многих других задуманных, но не реализованных проектов можно увидеть на замечательной выставке в нашем музее архитектуры на Воздвиженке.

Приглашаю.