Поводом для конфискации имущества могут стать сомнения суда

На модерации Отложенный

Если возникли предположения, что имущество нажито незаконным путем, Генпрокуратура предлагает конфисковывать его. А подозреваемый уже должен будет доказывать законность нажитого

 Судебные приставы.

Генпрокуратура предлагает конфисковывать имущество, если у суда появятся сомнения в его законности. Ведомство разработало новый пакет поправок. Они вводят в российское законодательство так называемый институт конфискации «in rem». Это процедура изъятия активов, для которой не требуется уголовное производство. Это означает, что обвиняемый сам должен будет доказывать законность активов, заявил генпрокурор Юрий Чайка.

Суть в том, что по заявлению прокурора суд сможет конфисковать то имущество и деньги, которые не являются предметом преступления, но обнаружены у подозреваемого, и есть основания полагать, что они были получены незаконно.

На сегодняшний день конфискация in rem — одно из ключевых требований Группы государств против коррупции (ГРЕКО), организации Совета Европы, которая ведет мониторинг исполнения Россией требований Конвенции ООН против коррупции.

Однако, по мнению старшего партнера юридической компании «РИ-Консалтинг» Юрия Сопоцинского, такие поправки могут противоречить Конституции России.

Юрий Сопоцинский, старший партнер юридической компании «РИ-Консалтинг»:

«Дело в том, что вопрос конфискации имущества является элементом уголовного наказания. Если мы говорим о применении к лицам уголовного наказания, то основополагающим принципом является вопрос презумпции невиновности, то есть именно на государственных органах, органах уголовного преследования лежит обязанность доказать виновность лица и, в том числе, доказать вопрос того, что конкретное имущество нажито преступным путем. Если же мы ведем речь о том, что обвиняемый должен доказывать происхождение имущества, не связанное с преступными действиями, то это противоречит основополагающей презумпции невиновности. Что касается западной практики, подчеркиваю, это не связано с уголовным преследованием лица. Именно органы следствия обязаны доказывать вопросы преступного происхождения имущества и только в этой связи накладывать те или иные ограничения».

Группа государств против коррупции (ГРЕКО) рекомендовала России ввести конфискацию in rem еще в 2008 году.



В российском Transparency International заявили, что в России такая мера не начнет работать еще довольно долго. При этом эксперты опасаются, что подобная мера развяжет руки недобросовестным представителям власти.

Алексей Мухин, директор Центра политической информации:

«Генпрокуратура периодически выступает с очень смелыми инициативами, которые наверняка встретят очень серьезное сопротивление. Тем самым Генпрокуратура привлекает к себе внимание. В данном случае Генпрокуратура, скорее всего, хочет перебить то неприятное ощущение, которое возникло после того, как прокуратура запросила для Евгении Васильевой 8 лет условно. Тем не менее, эта инициатива весьма полезная, и, скорее всего, она будет несколько видоизменена по мере обсуждения в органах власти, но с учетом проявленной политической воли в этом направлении со стороны президента вполне вероятно, что из этого проекта, возможно, что-то и получится».

Генпрокурор Юрий Чайка уже заявил, что из Швейцарии должны быть возвращены в Россию около полумилларда евро, заблокированных на счетах лиц, обвиняемых в совершении преступлений в России. Из этой страны уже возвращены активы бывшего члена Совета Федерации Игоря Изместьева, отбывающего наказание в России, а суды Франции и Италии в 2014 году по требованию России арестовали шесть крупных объектов недвижимости, в том числе, элитные особняки и отели в курортных зонах общей стоимостью 300 миллионов евро.