Новый "музей Сталина" вызвал протесты

Гендиректор ВЦИОМ Валерий Фёдоров : «чем больше наши доморощенные десталинизаторы будут заниматься десталинизацией, тем хуже будет отношение к ним — и тем лучше будет отношение к Сталину»[20].

 

Надо ли было увековечивать единственную поездку Верховного главнокомандующего на фронт

Игорь Плугатарев
Обозреватель «Независимого военного обозрения»

Тэги: деревня хорошево, музей сталина, великая отечественная война

<hr/>

деревня хорошево, музей сталина, великая отечественная война Одна из мемориальных досок на «домике Сталина». Фото автора

В канун 70-летия Победы в деревне Хорошево, что примыкает с запада к городу воинской славы Ржеву, в неказистой деревянной избушке будет открыт «музей Сталина» (это народное название).

Его экспозиция посвящена главным образом единственному выезду Верховного главнокомандующего на фронт в годы Великой Отечественной войны.

И тому, что именно отсюда в ночь с 4 на 5 августа 1943 года он отдал приказ о проведении в Москве первого салюта в честь войск, освободивших Орел и Белгород в ходе Курской битвы.

Реализовывалась идея создания такого музея непросто.

Едва в марте о его скором открытии было объявлено, как тут же категорически против этого выступил руководитель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов и Тверское отделение правления российского историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал».

И застрельщикам проекта (а это не только инициаторы в лице местных активистов и властей, но и поддержавшее их Российское военно-историческое общество – РВИО – во главе с министром культуры РФ Владимиром Мединским) пришлось унизительно объясняться.

Мол, никто не собирается славить тирана, а возводится «всего лишь» один из объектов на 20-километровом туристическом военно-историческом маршруте.

И «музею Сталина», как сообщили обозревателю «НГ», срочно дали новое официальное наименование – домик будет называться Военно-исторический музей «Август 1943 года»…

Директор музея Лидия Козлова на вопрос обозревателя «НГ», будут ли в помещении, скажем, восковые фигуры Верховного главнокомандующего и комфронтом генерала Андрея Еременко (с ним вождь обсуждал вопрос о салюте), что, как представляется, было бы логичным, поспешно заверила: «Нет, нет, что вы!»

А вот о содержании экспозиции она сказала так: «Здесь будет несколько зон.

Одна из них – это жилая зона со столом, за которым работал Сталин.

Другая – информационная зона с мультимедийными экранами, которая будет рассказывать о боях, которые шли во Ржеве и вокруг него.

Найдут отражение все четыре наступательные операции, которые здесь были проведены.

Будет, конечно, и материал о самом Сталине – как мне сказали, небольшой, и о командующем Калининским фронтом Еременко.

Также посетители увидят личные вещи бойцов и командиров, образцы оружия тех лет».

Но противники «музея Сталина», якобы изучив техническое задание на разработку проекта, негодуют, что из 14 тем, которые планируется представить в экспозиции, только 4 связаны с пребыванием Сталина в этом доме.

А остальные 10 направлены на то, чтобы «раскрыть фигуру вождя как творца победы в Великой Отечественной войне» и как политического деятеля, решения которого «на десятилетия определили судьбу послевоенного мира».

Свой протест они аргументируют тем, что «не нашлось места, чтобы хоть скороговоркой дать представление о Сталине как об организаторе массовых репрессий, преступлений против человечности, искусственного голода, карательных депортаций целых народов».

Резюме «Мемориала» таково: «Музею Сталина – в том виде, как он представлен его инициаторами, – не место не только на Тверской земле, но и нигде в мире.

Нельзя воспевать зло как нечто заслуживающее уважения и подражания».

В свою очередь, официальный представитель РВИО Владислав Кононов убежден, что как бы там ни было, а «домик Сталина», в котором Верховный главнокомандующий останавливался и в стенах которого он отдал приказ о первом салюте, будет интересен для туристов: «Мы выступаем против идеологизации истории и против попыток ее переписать. Есть исторический факт, почему бы об этом не рассказать?»

«Я поражаюсь узости мышления участников «Мемориала», – заявил также депутат Законодательного собрания Тверской области от партии «Справедливая Россия» Владимир Баюнов.

– Зашоренность на единственном аспекте развития советского государства в эпоху Сталина недостойна образованных, просвещенных людей.

Никто не снимает со Сталина вины за политические репрессии.

Однако спустя десятилетия пришла пора подходить к этому вопросу взвешенно, с учетом реалий того времени».

Осмысление исторической значимости «домика Сталина», который, по словам главы Ржевского района Валерия Румянцева, «еще с 60-х годов прошлого века был памятником федерального значения», также требует отдельного рассказа, к чему наша газета намерена вернуться.

Тем более что обозревателю «НГ» удалось собрать на месте сведения, которые известны только ржевским и тверским краеведам.

А сейчас лишь добавим, что по поводу сохранения памяти о пребывании Верховного главнокомандующего в деревне Хорошево местные власти год назад провели голосование: 80% жителей, принявших в нем участие, высказались «за».

В конце концов, «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», гласит ст. 44 ч. 3 Конституции Российской Федерации.