Три мечты Евросоюза, которые стали кошмарами.

На модерации Отложенный

У трёх историй, которым были посвящены заголовки дня на прошлой неделе, есть одна очень важная общая черта. Одной из них был хаос, нарастающий по всей Украине. Второй - продолжающееся разрушение Греции и евро. Третьей - постоянно растущий поток беженцев из стран Африки и Ближнего Востока, отчаянно пытающихся убежать в безопасную Европу.

 

Что касаетя Украины, я не могу вспомнить ни единого вопроса за свою жизнь, на который западные лидеры отвечали бы так безнадежно неверно. Нам навязывают детское сравнение Путина с Гитлером или Сталиным. Нам также говорят, что этот кризис вызван только российским «экспансионизмом». Однако у этого кризиса был только один реальный повод - желание ЕС постоянно расширять границы и распространить свою империю прямо в сердце русского национального самосознания: как высокомерно выразился Дэвид Кэмерон, «От Атлантики до Урала».

 

Вызвавший тревогу «экспансионизм», не был желанием Путина приветствовать возвращение русских Крыма в страну, к которой они изначально принадлежали, или помочь русским восточной Украины в их решимости не быть втянутыми презираемым ими коррумпированным киевским правительством, в ЕС и НАТО. Дело было в том, что организация, основанная на наивном убеждении в своей способности каким-то образом отменить национализм, в конце концов столкнулась с неистребимым чувством национализма, которое не может быть просто вычеркнуто из существования. Мы ткнули медведя и он ответил тем же.

 

Другой величайшей мистификацией Евросоюза была возможность спаять всю Европу в нераздельное целое при помощи смирительной рубашки единой валюты. Это была чисто чисто политическая мечта, никаким образом не коренящаяся в экономической реальности.

 

Отчаявшиеся греки, чья жизнь и экономика оказались разрушены, наконец, проголосовали за правительство, которое обязалось положить конец всем их страданиям, но в то же время каким-то образом удерживаються на ремнях безопасности в пределах системы, вызвавшей эти страдания.

Так и в случае с Украиной, лидеры ЕС упрямо держатся за свои фантазии, несмотря на то, что, в настоящее время, столкновение с реальностью показало яснее, чем когда-либо, что их намерения не позволяют надеяться на сколько-нибудь удовлетворительный результат.

 

Третьей корыстный мечтой ЕС, которая в настоящее время превратилась в ужасающую западню, является политика предоставления убежища. Согласно Лиссабонскому договору, государства-члены ЕС обязаны приветствовать лиц, просящих убежища. Но, в соответствии с другими правилами, юридическая ответственность за них лежит на стране, где они впервые пересекут границу ЕС, что для стран–банкротов, вроде Италии и Греции, является невозможным. Вопиющим образом нарушая закон, они пытаются выпровадить как можно больше представителей этого потока пришельцев в более богатые северные страны, такие, как Германия, Швеция и Великобритания, где большинство из них на самом деле надеется очутиться в конечном итоге. И давление этих проблем на Европу столь велико, а сегодняшняя политика настолько беспомощна, что больше нет никакой общей воли для решения этой проблемы, которая, как и проблемы Украины и евро, кажется, стала непреодолимой.

 

Три различные фантазии, наконец, разбиваются о реалии, которые ЕС, похоже, долгое время сознательно игнорировал. От этапа мечты к этапу разочарования и, наконец, - к этапу кошмара, ЕС следует по классическому сценарию попытки воплотить фантазию. Мы еще не достигли финального этапа разрушения, когда вся фантазия развалится на части. Но мы все ближе.

 

Кристофер Букер, The Telegraph, 7 февраля 2015 г.

 

Перевел Роман Богвелишвили, АЖР Галицкий Ястреб»