Из заметок на полях...

На модерации Отложенный

Расслоение общества  существовало  всегда  и  везде .  Это естественное  явление  ,  и  никакое  законодательство,  никакие  философские  ухищрения,  научные теории  не  в  состоянии  отменить  этот факт.  Желают того  люди ,  или  нет.  Признают  они  это,  или  нет. Но  человечество  разделено на « касты» . Количество их  в различные  века  и  у разных народов  разное , но  такое раccлоение существовало всегда  и  существует  теперь. Нормальное  функционирование  и развитие  человеческого общества происходило только в том  случае, если этот  факт  признавался  и  использовался. 

Все теории  и  все попытки  насильственных  реформ ,  основанных на принципе  равенcтва ,  или  на  принципе верховной  власти пролетариата , или  социальной  справедливости,  торжества  демократии -  одинаково  БЕСПОЛЕЗНЫ.  Каждая  из них способна  разве  что  ухудшить  положение  человека. За всю свою историю человечество не нашло другого выхода  из  этого  положения  и  реализует только  два  пути:  или  наследственные  касты  и  деспотизм, или  борьба  против  наследственных каст ,  и  в  итоге  - опять  деспотизм.  Получается  замкнутый круг  неудачных решений.  Все  колебания  истории  совершаются между  двумя этими  путями. 

Третий  путь  указан  – ПРАВИЛЬНОЕ  деление на касты. Но  человечество  по  нему  не  следовало. И  нет  оснований  полагать,   что когда- нибудь  последует.  Современная  жизнь  не имеет  даже  идеи такого  деления.  А мудрость  веков  унижена  и отвергнута  современными  идеологами .

Но  если  и  были  у человечества  блестящие  исторические периоды  в Греции,  Италии , Франции, России  - это  было  случайное приближение к такому порядку. Потому  были  недолгими  и  заканчивались  очередным  падением. Замечательно ,   что  приближение  к  этим  периодам  всегда  сопровождалось  одним  и  тем  же  явлением,  а именно  :  возникновением  образованной  прослойки  общества (  интеллигенции ) . Формирование  интеллигенции  связано  со  сближением  людей  высших каст ,  которые  еще  не  осознают и  не  понимают  самих  себя , но  тем  не  менее  действуют в согласии с принципами  смутно  ощущаемого  выделения  и  обособления.  Характерные  черты  интеллигентной прослойки  всегда  и  повсюду  одни  и  те  же   :    это  стремление  к  бескорыстной  деятельности , всепоглощающее  чувство личной  свободы  для всех ,   и  мятежное  отношение  ко  всем и  ко всему,   стоящему  на пути к  свободе  мысли , слова  и  индивидуальности .

В  окружении  противоречий  жизни ,  существующих нелепостей  в порядке  вещей ,  интеллигенция  естественно  становится  революционной ,  и  начинает  выступать  как разрушительный  элемент . Но  ограниченность  численности прослойки ,  неясное  понимание  целей  и  средств,   друзей  и  врагов,    приводит  интеллигенцию  к  фундаментальным  ошибкам. Ее  увлекают  утопические  теории  общего  блага , и  впоследствии  обнаруживается,   что  ей  самой  приходится  служить  низшим  кастам  и   руководствоваться  их  желаниями . Становясь  оружием  в  их  руках  , начинает  служить  их  интересам  и ,  действуя  таким  способом,   она  утрачивает  смысл  своего  существования. А  пробужденные  ею  стихийные  силы  оборачиваются против  нее, порождая самые  трагические последствия  не  только  для самой  интеллигенции,   но  и  для  народа,  который   интеллигенция  стремилась  освободить.

Трагические результаты  освободительного  движения,  которые  возглавила  интеллигенция,  отдав  ему свои  симпатии  и  поддержку,  объясняются тем, что  немедленно  вслед  за  интеллигенцией  возникают  два  новых класса  общества,  которые  можно  назвать  "псевдоинтеллигенцией"   и " полуинтеллигенцией" .  Эти  два  класса  представляют  собой  внеклассовые  образования . Более  того,  они  отказываются от единства  с   интеллигенцией ,  так как содержат  в  своей  массе  очень  большой  процент  преступного  элемента  и , в общем , симпатизируют  преступникам  и,  в любой  момент  сами  готовы  встать  на путь  преcтупления.  Не  обладая  ни  моральными,   ни  интеллектуальными  ценностями ,   эти  два  новых класса  представляют  очень  большую   силу  в  количественном  отношении ,   и  власть  ускользает  из  рук  старых  вождей,   естественным образом  переходя  в их  руки,  т . е.  в  руки   псевдоинтеллигенции . Они , чтобы  удержать  власть,  готовы  пожертвовать  всем ,  и  прежде  всего  тем  самым  народом ,  во  имя  которого  интеллигенция  вела  свою  борьбу.  Интеллигенция  не  может  всего  этого  предвидеть,  и  даже  не понимает  того , что  произошло,  поскольку  не  понимает  себя,  своей жизненной  роли, а главное  - слабости  своих  теорий.

 

Вообще  теории  играли  и  продолжают  играть  огромную роль  в жизни  общества .  Люди  слепо  верили  и  верят , что  с помощью  теорий  им  удастся перестроить  жизнь  человеческую  и  это - главный  грех интеллигенции ,  ее  вера в  теории . Псевдоинтеллигенция,  внешне  подражая  интеллигенции , тоже  основывает  свои  действия  на  теориях,  но  она  их  не  идеализирует,  а  наоборот,  превносит  в них изрядную долю  лжи,  софистики  и цинизма . И  превращает  в  средства  личного  приспособления  к жизни . По  большому  счету  интеллигенция  не понимает , что в применении  к жизни теории  дают не  те  результаты,  которые  от них  ожидались,  а  почти  непременно  нечто  противоположное,  и  это  не  случайная  неудача,  а  следствие  общего  неизбежного  закона  -  все  дело в том,  что  ни  одна  теория  не  в состоянии рассчитывать  на общее признание,  что  обязательно найдется другая  теория,  которая  ей  противоречит.  В борьбе  за признание  обе  теории  утратят  свои  самые существенные  черты  и  неминуемо  превратятся  в  собственные  противоположности . Таков порочный  круг,  в котором  движется  человечество,  и  из  которого  оно,   по-видимому ,  не  в состоянии выйти. 

История  показывает полную  безнадежность  всех попыток  перестройки  жизни  насильственным  путем,  бесполезность  действий  через  массы  или  используя  массы .  Поскольку,   именно  в  силу  участия  масс ,  достигнутые результаты  будут  противоположны ожидаемым.  Реорганизация общества, согласно  законам   достижения  гармоничного общества , должна начинаться  сверху.  Но  и  в этом  случае  не  исключена  возможность ,  что  «слепые поведут  слепых» .

Где  же  выход  из этих затруднений ? Существует ли  он ?  

Мы должны признать , что  этого  не  знает  никто.   Ясно  только  одно  -  ни  один из  путей,  предлагаемых человечеству   его  друзьями  и  благодетелями ,   не  является  выходом  на  гармоничное развитие  общества.  Жизнь становится  все более запутанной , все  более  сложной ,  но  даже  в этой  запутанности  и  сложности  она  не  обретает  каких-либо новых форм,  а  бесконечно  повторяет  старые . Единственно  благоприятное  решение , на которое можно надеяться, сводится  к следующему :  множество  противоположных отрицательных сил  возможно  приведет  к положительному результату. Случается  и такое .  Фактически, только   благодаря  этому ,  мы и существуем  в нашем  лучшем  из  миров.

------------

Некоторые  заметки  из  повести И.А. Бунина «Окаянные дни»  полностью  соответствующие  вышеприведенным   фрагментам  из  произведений  П.Д. Успенского :

-  « В революциях  открывается  несказанная  правда  о  человеке , наглядно  демонстрируется глубина его падения,  мерзости  греховные , психофизической деградации , когда  становится  явственно  заметным , что на одного  святого  всегда  во  все времена  приходится легион пустословов,  выродков и шарлатанов» .

-  «Разве  многие не знали, что революция  есть  только  кровавая игра  в  перемену местами»

- « Главарями  наиболее умными  и хитрыми  вполне сознательно  приготовлена  была  издевательская  вывеска :  свобода - равенство – братство -  социализм - коммунизм»

-   « И  три  четверти  народа : за подачки , за разрешение на разбой , грабежи отдают  совесть, душу , бога»

-   «В мирное время  мы забываем,  что  мир  кишит  выродками .  В мирное время они  сидят  по  тюрьмам,  по  желтым домам . Русская революция  когда-то  открыла  двери  этих домов»

- «Большевики  все  свои  революционные планы  и надежды, поставившие не на деревню,  не  на крестьянство,  а  на  подонков пролетариата ,  на  кабацкую голь,   на  босяков,  на  всех  тех,  кого  Ленин  пленил  полным разрешением  грабить  награбленное »

- « Ленин  явил  миру   нечто  чудовищное , потрясающее :  он  разорил величайшую в мире  страну  и убил несколько миллионов человек ,  и  все-таки  мир  уже настолько сошел с ума , что  среди  бела  дня спорят , благодетель ли  он человечества  или  нет»

-------------

Страшно   не  то , что  Ленин ,  Сталин , Гитлер  …  были злодеями  и  убийцами ,  а  что  до сегодняшнего  дня  люди  спорят , гении  они  или злодеи.