Из жизни Наполеона...

Из жизни Наполеона...

Австрийская армия под командованием генерала Карла Мака фон Лейбериха в августе 1805 года вторглась в Баварию. На соединение с ним шли русские армии Кутузова и Буксгевдена. Одним из первых шагов Наполеона стала ловушка, в которую он заманил австрийскую армию у баварского города Ульм. Она полностью отступала, и французы, преследуя её, маневрировали так искусно, что отрезали ей почти все пути сообщения. 


Драгуны пересекают отремонтированный мост в Эльхингене, 14 октября 1805 г.
Жак ЖИРБАЛЬ и Патрис КУРСЕЛЬ

Сдача в городе Ульме, 20 октября 1805 года Наполеон I принимает капитуляцию генерала Мака 
Чарльз ТЕВЕНЕН


Наполеон принимает капитуляцию австрийской армии под Ульмом 20 октября 1805 г. 
Рене Теодор БЕРТОН


Наполеон принимает капитуляцию австрийской армии под Ульмом 20 октября 1805 г. 
Рене Теодор БЕРТОН

Генерал Мак тоже пытался маневрировать, но, не использовав всех возможностей, заперся в Ульме и дал возможность корпусам маршалов Сульта, Нея и Ланна окружить его со всех сторон. 20 октября 1805 австрийская армия в Ульме капитулировала.




Наполеон и генерал Мак
Иллюстрация к книге Уильяма Миллигана Слоана Жизнь Наполеона Бонапарта, 1896 г.

Аллегория Сдачи Ульма, 20 октября 1805 г. 
Антуан Франсуа КАЛЛЕ

Ульм. Наполеон салютует пленным австрийцам
Жан Батист ДЕБРЕ

В плен было взято более двадцати тысяч солдат, захвачено много артиллерии и военных трофеев. Сам генерал Мак был отпущен под честное слово, по возвращению в Австрию отдан под трибунал, по приговору которого лишён чинов и орденов. Капитуляция австрийцев в Ульме стала первой крупной викторией Бонапарта в этой кампании. Она гулким эхом отозвалась во всей Европе. Наполеон же, не теряя времени, с главными силами двинулся далее. 

Сражение при Аустерлице 20 ноября (2 декабря нового стиля) 1805 – одно из знаменитейших в истории войн Наполеона Бонапарта – завершило русско-австро-французскую войну 1805 года. В середине ноября произошел резкий перелом в ходе военных операций на главном театре этой войны: русско-австрийская армия, под командованием генерала от инфантерии М.И,Гленищев-Кутузова, ускользнула из-под ударов Наполеона, и противники находились в выжидательном положении, группируя главную часть своих сил: союзники у Ольмюца, а французы близ Брюнна. Союзная армия бивакировала на сильной позиции у Ольшан, имея впереди авангарды: кн. Багратиона у Просница и ген. Кинмайера у Тобичау. Союзники имели здесь до 86 тыс., из которых 15 тысяч – австрийских; половина русских войск только что прибыла из России.

Ожидалось прибытие еще 12 тыс. русских войск Эссена; в середине декабря могла подойти соединенная 80-тысячная австрийская армия эрцгерцогов Карла и Иоанна, шедшая через Венгрию из Италии и Тироля; к тому же времени могла быть притянута и русская 45-тысячная армия Беннигсена; наконец, было вероятно вступление в коалицию Пруссии. Появление прусских армий не только дало бы союзникам подавляющей перевес сил, но и поставило бы в опасное положение длинные сообщения французской армии.

 

При таких условиях, несмотря на большую свежесть войск и численное превосходство сравнительно с силами Наполеона у Брюнна, для союзников было выгоднее выжидать и пока уклоняться от битвы. Отсрочка решительного боя тем более ухудшала положение Наполеона, что он в течение этого времени не мог получить значительных подкреплений, а продолжительное его отсутствие из Парижа имело почти всегда своим следствием возникновение различных осложнений внутри Франции. Невзирая на это, в главной квартире союзной армии было решено не выжидать, а действовать. Присутствие при армии императоров Александра1 и Франца лишило Кутузова необходимой самостоятельности. Руководство операциями перешло из рук главнокомандующего к коллективному воздействию на штаб армии императорской квартиры. Среди последней молодые влиятельные приближенные императора Александра, охваченные воинственным задором, в преддверии битвы при Аустерлице самонадеянно требовали немедленного наступления. Стремились к решительному сражению и австрийцы, видевшие в нем естественный конец неудачной войны, которою они уже сильно тяготились. Такое настроение, не разделяемое Кутузовым, нашло поддержку и в его штабе, в лице генерал-квартирмейстера австрийского генерала Вейротера, снискавшего доверие императора Александра. Несмотря на продолжительный, хотя и несчастливый, боевой опыт, генерал этот так и остался лишь военным теоретиком, с изумительно странным отношением к значению условий боевой обстановки и с полным непониманием духа наполеоновских действий. 

Наполеон, базируясь перед битвой при Аустерлице по двум направлениям, на Вену и Брюнн – Иглау, должен был для обеспечения тыла назначить до трёх четвертей сил, имевшихся на всем театре войны, и потому собственно для операций в окрестностях Брюнна имел лишь около 53 тысяч; он мог притянуть еще в течение 2 – 3 дней часть корпусов Даву и Бернадота и довести свои силы до 75 тыс. Двусмысленное поведение Пруссии, приближающиеся к союзникам сильные подкрепления, потребность скорейшего возвращения в Париж, – все это заставляло Наполеона желать решительного боя. Однако сила Ольшанской позиции и относительная слабость сил обрекали Наполеона на оборону, а потому решение союзников покинуть Ольшанские биваки как нельзя более отвечало его интересам. Ему оставалось рядом демонстративных мер увлекать далее противника в его движении и, избрав благоприятную местности, перейти к атаке...

Наполеон в битве при Аустерлице

Наполеон в битве при Аустерлице. Картина Ф. П. С. Жерара, 1810

( Из интернет)