Украина: кто обуздает Великий Страх?

На модерации Отложенный

Важный текст Захара Прилепина об Украине, наделавший шума в Сети, нужно читать всем тем, кто считает, что Украина у нас «в кармане». Ничего подобного. В России сложилась искаженная картина того, что творится по ту сторону границу между двумя бывшими братскими народами. На Украине антироссийскими настроениями объяты широкие массы простого населения. Это серьезная, плохо понятая нами проблема. Не стоит обманываться якобы антивоенными митингами солдатских матерей. Они не против войны выступают. Они требуют для своих сыновей еще больше оружия, лучше сверхмощного, еще лучше — вместе с многотысячным подкреплением. Сохрани Украина ядерные ракеты, требовали бы скинуть бомбу на Москву. Волонтерское движение в поддержку АТО достигло огромных масштабов. Киевские журналисты в порыве национальной гордости уже объявили его крупнейшей акцией гражданской солидарности в истории. Так это или нет, но в каждом украинском супермаркете на самом деле можно сделать пожертвование в поддержку армии, которая воюет с внешним агрессором.

Никакие СМИ на подобную «промывку мозгов» не способны. Скорее наоборот: они подстраиваются под общее настроение, одновременно усиливая его. Чтобы практически полностью отключить рациональное мышление, одного «зомбоящика» мало. Простой здравый смысл вопиет о том, что в век интернета многотысячные потери, которые украинская армия якобы нанесла российским войскам на Донбассе, невозможно скрыть. 10 тысяч кадровых российских солдат, которые на востоке страны насчитал Порошенко, это прорва народу, которую уже обязательно бы зафиксировали если не спутники и беспилотники, то камеры мобильных телефонов уж точно. Если вчера с телеэкрана на голубом глазу говорили, что никакого окружения под Дебальцево нет, и войска держат оборону, а сегодня уже рапортуют о том, что их оперативно вывели и даже почти без потерь, то зритель, скорее всего, имеет дело с плохо прикрытой ложью. Все это настолько очевидно, что даже не заслуживало бы комментария, если бы не одно обстоятельство: в эти истории верят миллионы украинцев. Но не могут же миллионы людей пребывать в состоянии измененного сознания?!

Захар Прилепин убеждает нас в том, что могут. Он пишет о пассионарном взрыве, который выбросил в свободное пространство миллионы людей, лишившихся чувства реальности. Националистический украинский левиафан, дремавший все эти годы, вырвался на волю и грозит вот-вот поглотить нас самих. По форме все так. Тем, кто все еще верит в то, что воду мутит кучка фанатиков при поддержке продажных СМИ, пора открыть глаза. Но причины и характер происходящего имеют иную природу.

 

То, что сейчас переживает Украина, называется Великий Страх. 200 лет назад это чувство необъяснимого ужаса остро пережили французы.

 

Летом 1789 года после взятия Бастилии по стране прокатилась волна иррациональной паники, подогреваемой слухами о вооруженных отрядах аристократов, готовых расправиться с восставшим народом. Страх — это первый спутник революционных событий, в которые вовлекаются многотысячные массы людей. Толпа представляет собой особое образование, которое действует вопреки всем рациональным соображениям. И страх — ее первый инстинкт. Если его не купировать, то он может разрушить общество.

Путь преодоления стихийных порывов толпы, которую революция вырвала из привычных условий существования, давно известен. Это действие прочных публичных институтов, в первую очередь политической власти. Толпа может смести существующий режим, но политика как общественная сфера, как важнейший способ отладки социальной жизни остается. Рано или поздно здесь зарождается та сила, которая вновь «заковывает страну в бетон» и канализирует разрушительную энергию масс в конструктивное русло.

Французский Великий Страх закончился властью Наполеона, а русская общинная революция 1917 года — большевистской диктатурой.

Но Украине именно здесь не повезло. С государственностью у нее имеются исторические проблемы. Украинцу, хуторянину по образу жизни и мышлению, очень трудно признать вышестоящий авторитет и подчиниться ему. У него чрезвычайно сильно развито обыденное сознание в духе «моя хата с краю». Он плохо понимает политику с ее особой, нелинейной логикой. Все это кажется ему жульничеством и надувательством. Отсюда неизбывное желание решить все вопросы в рамках доступных и «справедливых» форм — путем прямого действия, будь то на казачьем круге или на Майдане.

 

Идея народа, который управляет сам собой, без помощи лживых политиков, очень близка украинской культуре. Батька Махно в приднепровских степях поселился не случайно.

 

«Домашняя» украинская культура очаровывает каждого, кто с ней знакомится. Незатейливый, но привлекательный быт, вековые традиции трудолюбия, особое отношение к семье и близким, богатый фольклор, наконец, ни с чем не сравнимая национальная кухня, — все это могло возникнуть лишь в краю хуторов, с мягким климатом и плодородной почвой.

Недавно один из новых украинских политиков решил примерить на себя лавры философа и заявил, что его стране, «хуторянской федерации», не нужен царь. Спору нет: царь-то может и не нужен. Но какое-никакое политическое поле, которое бы стягивало воедино живущих по своим хатам хуторян, не помешало бы. Мало свезти местечковых атаманов в Киев и избрать из них самого главного. Нужна традиция и культура субординации. Исторически Украина заимствовала ее за рубежом. От факта не уйти: со времен Киевской Руси государственность приходила сюда извне — с севера от варягов, с запада от поляков или с востока от русских.

Свою современную государственность Украина тоже получила в дар. Казалось, что на этот раз проблема властных институтов решена. В конце концов, из дружной семьи советских республик вышло не бывшее Дикое поле, а современное урбанизированное и индустриализированное общество. Однако, то, во что за четверть столетия выродилась украинская политическая система, заставляет вспомнить старый афоризм: украинца можно изгнать из села, но село из украинца — никогда. Майдан-2014 был той соломинкой, которая сломала хребет верблюда.

 

Политический луддизм майданных революционеров закончился не просто смещением Януковича, а обвалом государственности как таковой. В XXI веке картина превращения современной европейской страны в Гуляй-поле кажется чем-то невероятным, но это именно то, что мы видим в последний год на Украине.

 

Вспомним Майдан — он был даже не аполитичен, а антиполитичен. Политиков освистывали и обливали зеленкой. Философией Майдана стала идея народа, который своим прямым действием положит конец политическим махинациям. Запорожская Сечь в центре Киева решила сама управлять страной — изначально нереализуемая задача. К власти вроде бы вернулись политики, но политика как будто канула в Лету. Социологи неоднократно писали о том, что у любой власти есть маска. Власть — это величайшее таинство. Человек, который к ней приобщается, перестает быть таким как все. Власть априори непублична, недоступна и подчеркнуто величественна. Иначе она не власть. Майдан с разбегу налетел на эти грабли.

Что мы видим на постмайданной Украине? Политическая власть фактически профанирована. Министры общаются друг с другом и выясняют отношения на виду у всех через социальные сети. Посредством «Фейсбука» даже пытаются командовать армией. Президент, политик высшего ранга, который почти не может позволить себе проявлять эмоции, плачет на камеру и кланяется в пояс иностранному почетному караулу. Парламент наполнен людьми, еще вчера державшими в руках автомат, а заодно и проходимцами всех мастей. Но самое главное в другом:

 

удачная попытка прямого массового действия убедила людей в том, что политика действительно ничтожна,

 

что они, собравшись вместе, могут самостоятельно решить любую проблему, которая встает перед страной. Толпы перед Министерством обороны, которые требуют «открыть» иловайский котел, митингующие у Нацбанка, считающие, что одной их воли достаточно для стабилизации курса валюты, недовольные отключениями тепла, уверенные в том, что стоит лишь возжелать, и батареи вновь станут теплыми, — все это никакой не сюр, а реалии современной Украины. Страна живет прямо по Гегелю — если реальность противоречит моему представлению о ней, тем хуже для реальности.

Майдан разрушил и без того шаткое государство, необходимое любому народу для реагирования на внешние вызовы, с которыми общество не в состоянии самостоятельно справиться. Массовая стихия снесла прогнившие политические рамки, но вместо эйфории замерла в страхе перед внезапно открывшимся внешним миром, который по какой-то непонятной причине оказался невосприимчив к майданным заклинаниям. Народ пытается прямым действием выиграть войну на Донбассе. Но не получается. Ведь победить могут только политики и генералы, только организованная власть, которую украинская анархия ненавидит всем нутром. Признать это невыносимо, и все новые волонтеры идут по миру с кружкой. Экзальтированные дамы в социальных сетях все активнее требуют «перемоги». Общество продолжает терять рассудок и уже не чувствует боли. Любая другая страна в нормальном состоянии, потеряв за неполный год полсотни тысяч своих сограждан, ужаснулась бы. Украинцы пока только входят в раж.

А в основе всего лежит Великий Страх. Страх перед плодом своих собственных рук. На Украине нет национального взрыва, здесь Прилепин ошибается. Есть страх, который заставляет инстинктивно жаться друг к другу. Вместе легче предаваться иллюзиям. От количества уверовавших в них людей они кажутся реальнее. «Замок» Кафки должен быть густонаселен, чтобы каждому было в нем комфортно. У Украины сорвало предохранители. Силы, которая может положить конец иррациональной панике и поглотить ее энергетику, нет. Генерал Бонапарт на горизонте не просматривается. Стены «замка» неизбежно рухнут. Падать будет больно.