Города России находятся на грани выживания

На модерации Отложенный

Разрушение систем ЖКХ, массовая бедность, рост политического протеста, масштабная коррупция, возвращение криминала в духе 90-х, захват власти мафиозными кланами, резкое падение популярности "Единой России" и рост - у КПРФ. Так выглядит жизнь в малых и средних городах в исследовании ИС РАН.

Институт социологии РАН в 2013-2014 году провёл комплексное исследование социально-политической ситуации в малых и средних городах России. Социологи вели работу в 5 регионах: Калужская (город Обнинск), Кировская (Киров-Чепецк), Московская (Волоколамск, Королёв, Ногинск), Нижегородская (Дзержинск), Рязанская (Касимов) области. В этих регионах был проведён формализованный опрос местных экспертов (работники исполнительных и представительных органов власти городского, районного и областного уровней, руководители предприятий ЖКХ, учреждений образования и здравоохранения, предприниматели и др.). Результаты исследования ИС РАН были опубликованы в журнале "Власть", №4, 2015 ("Образ местной власти малых и средних городов", стр. 79-84). Мы публикуем основные тезисы этой работы, которая входит в наш большой цикл "Как устроена Россия".

Ситуация в регионах характеризуется как противоречивая, что отчасти продиктовано определенным снижением уровня жизни значительной части населения этих территорий. Диссонанс выше в тех субъектах, в которых до общероссийских реформ был весьма высокий уровень жизни (наукограды и ЗАТО регионов). Население этих субъектов тяжело переживало и переживает до сих пор тот факт, что они оказались на периферии государственных интересов с соответствующими для жителей негативными последствиями.

Ещё одним вектором напряжения является градостроительная политика. Многие из этих городов делятся на старые и новые микрорайоны. Старые микрорайоны представлены жильём, давно уже выработавшим свой срок и относящимся к ветхому жилому фонду. И эта разница в качестве жилья рассматривается как социальная несправедливость. Особенно остро эту проблему переживают пожилые люди, большая часть которых не видит для себя никаких перспектив.

У населения вызывают негодование факты точечной застройки во дворах, рассчитанных на пятиэтажки и соответствующую им инфраструктуру. Протесты связаны также с застройкой детских площадок, парков, скверов и т.п. В ряде регионов протесты по данному поводу начинают принимать активные формы сопротивления, вплоть до физического изгнания строителей с дворовых территорий.

Население обижено также тем, что политическая надстройка субъектов разного уровня лоббирует исключительно интересы представителей крупного капитала. Многие указывают на незаконное отторжение муниципальной собственности и передаче её в частные руки. То же самое происходит и с предприятиями, которые постоянно переходят из рук в руки, поэтому, естественно, о стабильном их развитии речь не идет. В результате безграмотного управления "новых хозяев жизни", мизерных заработных плат квалифицированные кадры уходят с предприятий. Это порождает серьезный кадровый голод во всех сферах производства. Особенно страдают высокотехнологичные предприятия.

Серьёзной проблемой остаётся "ликвидация старых экологических долгов". Представители всех уровней власти соглашаются с тем, что экологические долги представляют собой своеобразные бомбы замедленного действия, но никаких конкретных мер по их ликвидации не предлагают. Проблема водоснабжения, обострённая отставанием инфраструктуры очистки вод, становится всё более и более актуальной.

Отдельным кластером является сфера ЖКХ. При этом актуализация проблем ЖКХ в массовом сознании связана не столько с качеством работ в этой сфере, сколько с непрекращающимися нападками и со стороны населения, и со стороны местных СМИ и региональных институтов власти. По существу ЖКХ превращается в козла отпущения за все грехи предыдущих лет, и с этим необходимо что-то делать, дабы избежать роста недовольства работой управляющих компаний в ближайшие годы.

В ряде муниципальных образований происходит "захват власти хамами от бизнеса". Люди начинают открыто выражать разочарование во власти как институте: "Местная власть попирает все законы, а её представители не желают вести диалог с населением".

Слишком сильное расслоение населения по экономическому признаку, массовая бедность. Причём чем меньше город, тем чаще эксперты указывают на данный фактор. При этом, как это было в 90-х, нарастает очередная волна криминала. В массовом порядке растут задолженности по оплате коммунальных услуг.

Лишь пятая часть экспертов характеризуют социально-политическую обстановку в городах как стабильную. Эта стабильность обеспечивается отчасти высоким уровнем жизни населения новых территорий городов.

Обстановка характеризуется так:

- в обследованных городах "настораживающая, подозрительная и обманчивая" тишина среди основной части населения;

- население старой части городов уже перешло черту ожиданий и переходит к политическим выступлениям, хотя пока и слабо организованным;

- если социальный взрыв произойдёт, то это случится в т.ч. из-за условий жизни в старых городских микрорайонах;

- крайне нестабильную обстановку усиливают предприниматели, активно и агрессивно захватывающие представительную власть в таких городах;

- в малых и средних городах, отдалённых от областных центров, обстановка менее стабильная, чем в целом по региону.

Всего эксперты назвали 16-18 факторов, обусловливающих такую нестабильность в разных регионах. Среди них (в порядке убывания значимости) группа факторов экономического содержания:

- застой в экономике;

- бесконтрольность власти на местах ("в область докладывают, что всё в порядке, а реальные бюджеты основаны на обманной статистике");

- масштабная коррупция: бюджеты городских и сельских поселений массово разворовываются;

- в провинциях усиливаются позиции криминала ("силовики срослись с крупным бизнесом и с криминалом, простой человек под тройным гнётом");

- не ясно, куда деваются сверхприбыли бывших флагманов индустрии;

- проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- каждый вновь избранный руководитель поселений, во-первых, забывает о начатых его предшественниками проектах, а во-вторых, несмотря на законодательство, продолжает нецелевое использование бюджетных средств.

Среди факторов социально-политического характера, провоцирующих нестабильность в районах и городах, эксперты указывают:

- не прекращается явная и скрытая борьба за власть и влияние;

- вновь избранные руководители совершают ошибку, пытаясь полностью устранить из политической и экономической жизни поселений отстранённых от власти бывших руководителей территорий (многие эксперты считают, что этих людей следует привлекать к работе действующих администраций, естественно, ограничив их полномочия);

- как правило, именно областное руководство по своему усмотрению расставляет кадры в провинции и этим обижает местную элиту (есть основания полагать, что часть этой элиты исподтишка подталкивает наиболее активную часть населения к проявлению недовольства и активным протестным выступлениям);

- в ряде городов КПРФ реально сильнее "Единой России", и последней необходимо считаться с коммунистами, а не фальсифицировать уровень поддержки КПРФ;

- важным фактором как стабильности, так и нестабильности в провинции всё чаще становятся национальные диаспоры (татары, армяне, буряты и др.). Сегодня ни один серьезный вопрос в ряде муниципалитетов и регионов не решается без их участия, но национальные элиты действуют тихо, скрытно, не обнажая своего участия слишком явно;

- реальной политической силой на городском и сельском уровне стали сегодня также религиозные лидеры. Их слово иногда весомее слова представителей светской власти.

Эксперты считают, что зачастую местная власть не способна успешно справиться с ситуацией. Лишь шестая часть экспертов отметили какие-то положительные действия местной власти, направленные на решение накопившихся проблем, завершение начатых проектов, решение вновь возникших задач. Во многом эксперты винят в этом областные власти, которые сконцентрировали в своих руках весь функционал, тогда как повседневная ответственность лежит на местных начальниках.

Оценка местных руководителей по 5-балльной шкале показала неутешительные результаты. Около двух третей экспертов оценили работу провинциальных руководителей на "двойку".

Сильная сторона руководителей городов и поселений заключается в связи с силовыми структурами и сплочённости с коррумпированной верхушкой территории. В ряде городов и районов, как и на уровне поселений, территориями "правят несколько мафиозных групп". Их слабой стороной являются некомпетентность, слабое знание проблем местной экономики и политики ("умеют только ленточки резать"). Многие заняли посты глав не выборным путем, а через назначение "хозяевами города" или района. Они не реагируют на окончательное разрушение самоуправления поселений; не заботятся о развитии районов и городов, работают в интересах узкого круга лиц, "создают систему кормушек из казны"; не умеют организовать команду.

Среди наиболее влиятельных фигур в представительных органах власти районов, городов и поселений эксперты называют людей из большого бизнеса, представителей администрации и среднего бизнеса, а также лидеров национальных диаспор. По степени влияния на жизнь районов, городов и поселений лидируют "Единая Россия" и КПРФ. Далее идут ЛДПР и "Справедливая Россия".

На недавних выборах в сентябре 2014 года оппозиция чаще всего концентрировалась под флагом партии "Яблоко". Выборы 14 сентября показали, что основная масса избирателей не ходят на выборы, потому что разочаровались в партии власти. Явка без учета "досрочки" составляла 10-15% общего списка избирателей муниципальных образований.

При массовых опросах за несколько месяцев до выборов избиратели декларировали явку на уровне 45-55%. Однако больше половины из них так и не пришли на голосование. И причина здесь не в плохой погоде. Большая часть легитимистски настроенного электората считают, что "так как надо нарисуют и посчитают". Поэтому зачем идти и голосовать. Примечательно, что в большинстве регионов России чем ниже явка, тем больше голосов отдается за оппозицию.

Несмотря на формальное лидерство "Единой России", партия власти в провинциях переживает значительный кризис. У партии на местах большой дефицит моральных авторитетов, духовных лидеров. Между тем подросло новое поколение молодых политиков и журналистов, "ещё не пуганых властью", не сломленных "машиной подавления" и готовых к информационным войнам за нравственные идеалы.

Предложения экспертного сообщества по улучшению деятельности местного самоуправления. Эксперты считают, что необходимо принять следующие меры:

- не забирать полномочия у районов и городов, а также у поселений в область, а наоборот, отдавать их вниз, делать муниципалитеты экономически и финансово более сильными;

- необходима ротация кадров в администрациях, а не пожизненная рента от мест в администрации; следует ограничить пребывание во власти двумя сроками;

- осуществлять подбор квалифицированных кадров, обеспечивать их постепенное прохождение по служебной лестнице, без непонятных взлётов "из грязи да в князи"; ужесточить ответственность за результаты работы;

- вовлекать в работу молодых и деятельных специалистов, воспитывать кадровый резерв;

- осуществлять реальную, а не формальную отчётность районных и городских властей перед населением;

- проводить адекватное финансирование через оптимальное налогообложение;

- уменьшить объемы документооборота и оптимизировать его;

- поощрять деятельность органов самоуправления на местах и более плотно работать с ТСЖ;

- обеспечить постоянство "правил игры", сделать их прозрачными и понятными населению;

- выстраивать систему постоянного политического просвещения населения, "от этого всем станет проще жить".

Многие эксперты не принимают схему ухода от прямых всеобщих выборов руководителей муниципальных образований и переход к их выборам из состава депутатского корпуса. Преобладает позиция, что таким образом население в значительной мере отстраняют от формирования самого механизма власти.