Накануне карьеры
На модерации
Отложенный
Простой и наивный вопрос: а почему мы одной силой мысли не можем познать все и сразу? Или мысль как критерий существования? Можно подумать, если некто не мыслит, то и не существует вовсе? В общем, гносеология как наука о собственно познании как процессе и как наборе инструментов познания, стала складываться в результате подобных вопросов. Исследователи сразу подметили, что есть как бы два типа познания: опытное эмпирическое и теоретическое логическое. На самом деле это два инструмента, бессмысленные один без другого, одного единого процесса познания. Если с экспериментом было все более менее очевидно: начальные условия, состав реагентов, воздействие, реакция, результат, то логика как инструмент вызывала много вопросов. Первым, кто наиболее полно систематизировал вопросы к логике, был Кант. Что мы познаем, как, каковы границы познаваемости и т.д. Лох Кант в своем анализе дошел до определенного предела, обозначил комплекс проблем, которые затем составили основные вопросы гносеологии: субъект-объект, трудности перевода, категории, антиномии, объективные и субъективные пределы познания, методы познания и т.д. Далее эстафету подхватил Гегель, целиком сосредоточившись на методе – науке логики. Начиная с Декарта, таким образом, философы занимались в основном гносеологией и достигли наиболее впечатляющих результатов именно в этой области философии.
17-18 века это период резкой дифференциации знания. Все, что ранее называлось «философией», разделилось на гносеологию, физику, химию, биологию и т.д. Дифференциация и далее пошла углубляться уже по предметам и дисциплинам. Что явилось толчком для подобного научного взрыва? Почему в это время, не раньше, не позже? Обычно объяснение видят в бурном развитии капитализма, в лавинообразном росте потребностей в области экономики и производства. Но это самые общие условия – становление капитализма. Технические потребности производства, несомненно, форсировали развитие механики, но никак не гносеологии. Для гносеологии гораздо важнее было развитие коммуникаций и интенсификация информационного обмена. Но самое главное это всегда личная инициатива и энтузиазм одиночек. Чем шире доступ к источникам, тем выше шанс сделать прорыв. Любые серьезные достижения всегда опираются на опыт предшественников, если не на их открытия, то на их ошибки и заблуждения. К таким выводам пришел молодой гегельянец, добропорядочный православный христианин и благонамеренный верноподданный Миша Бакунин.
Комментарии