Цепь времен: От Аврама до Моисея.
На модерации
Отложенный
Удивительные события, которые сопровождали исход евреев из Египта, уже много веков поражают читателей Торы. Тут и «Казни Египетские» и гнев фараона и Божественный промысел, который придает повествованию высший смысл, сопровождает и направляет все происходящее. Возникают естественные вопросы - когда все это происходило, при каком фараоне, как эти события соотносятся с египетскими хрониками, находим ли мы в них что-либо, подобное «казням египетским», и, наконец, как могло случиться чудо перехода через Красное ( «Чермское») море? В достаточной ли мере обоснована традиционная дата Исхода – 1312 г. до н.э. и не входит ли она в противоречие с теми сведениями, которые дает нам археология и египтология? Чтобы распутать клубок противоречивых данных автор нарисовал две «стрелы времени» ( в данной статье не показаны). Первая стрела с временным масштабом – десять лет, вторая – пятьдесят лет. Первая охватывает временной отрезок египетского Нового царства от 15 до 12 веков. Вторая существенно более длительный период - от 23 до 10 веков. На «стрелах» поверх шкалы автор нанес хронологию египетских фараонов, ниже шкалы - все то, что имеет отношение к вопросу Исхода. Такой подход позволил визуализировать временные связи между событиями и тем самым облегчить анализ весьма противоречивых данных. Заметим, что все даты соответствуют временам до н.э., и мы не будем всякий раз отмечать это. Два Исхода Согласно 1Кн. Царств 6:1 Исход случился за 480 лет до закладки Храма царя Соломона в Иерусалиме. Согласно археологическим данным строительство Храма началось в 960-970 гг., что дает дату Исхода – 1440 г. Время это проходится на правление фараона Тутмоса III, одного из величайших фараонов Др. Египта, прославившегося своими завоеваниями. Вместе с тем мы замечаем, что эта дата удивительно точно совпадает с временем самого грандиозного природного катаклизма Древнего мира – последним извержением вулкана на о. Санторини ( совр. название). Согласно современным исследованиям, на острове было несколько мощных извержений, носивших взрывной характер. Установлены времена двух последних - 1630г. и 1450г. Сила извержения 1450 г. была столь велика, что привела к полному упадку процветавшей до тех пор Минойской цивилизации Крита и последующему завоеванию острова ахейскими племенами. Бедствия, поразившие Египет в виде библейских «Казней Египетских», чрезвычайно напоминают последствия сильнейшего природного катаклизма, что, как мы видим, имеет под собой реальное основание. Известно, что согласно египетским хроникам приблизительно через пятьдесят лет после этих событий, начиная с 14 века, в Ханаан проникают отряды семитического происхождения, именуемые «хабиру», которые до этого упоминаются крайне редко. Они захватывают территории ханаанских царьков и всячески пытаются укрепиться на них. Ханаане в своих донесениях умоляют египтян оказать им помощь в изгнании этих захватчиков. Если Исход совершился в 1450 г, логично предположить, что рассеявшиеся по всему региону беглецы, постепенно собирались в отряды и пытались проникнуть в Ханаан, следовательно, их мы можем идентифицировать, как «хабиру». Таким образом, есть несколько сильных аргументов, которые указывают на 1450 г., как дату Исхода. Вместе с тем другие данные входят в противоречие с этой датой. Согласно археологическим данным, разрушения и смена культур в Ханаане от более развитой, ханаанской, к семитической, преимущественно, скотоводческой, произошло, начиная с середины 13 века, где то в годах 1250-1180. По-видимому, в эти десятилетия «сыны Израиля» воевали не только с ханаанами, но и с египтянами, приходившими в помощь к ним. Об этом свидетельствует «стелла Мернептаха», 1217 г., на которой сказано, что «Израиль повержен и семени его нет в Ханаане». А следовательно к этому времени Исход уже состоялся. Необходимо так же учесть, что согласно библейскому тексту прошло около сорока лет между собственно Исходом из Египта и началом вторжения в Ханаан. Таким образом, в совокупности эти данные делают наиболее вероятным дату исхода в пределах временного интервала от 1350г до 1250 г. Учтем так же следующее соображение более общего характера. Согласно гипотезе З. Фрейда учение Моисея тесно связано с монотеистической религией времен правления фараона Эхнатона (1351-1334). Эта гипотеза подтверждается многими исследователями, сопоставлявшими дошедшие до нас сакральные тексты времен Эхнатона с библейскими текстами близкого по смыслу содержания. ( См.,например, М.И. Зильберман. Моисей. Гл.3. Учение Эхнатона и Ветхий Завет. ) Там же прослеживается параллель между Моисеем и знатным вельможей времен Эхнатона, Аамесом. После смерти Эхнатона приверженцы новой религии подверглись гонениям и последующие фараоны полностью возвратились к традиционным для Египта верованиям. Логично предположить, что библейские события, связанные с личностью Моисея – убийство им египтянина и бегство из Египта отражают именно эти события – гонения на Моисея, как приверженца монотеизма и человека, близкого к фараону-реформатору, Эхнатону. Учитывая, что ко времени Исхода Моисею уже было около 80 лет, и не менее сорока лет он провел в пустыне после бегства из Египта, получаем, что Исход мог совершиться не ранее 1300 года. Таким образом, временной интервал сужается приблизительно от 1300 года до 1250 года. Действительно, согласно устной традиции год Исхода – 1312г. Известный историк Дубнов предполагал год Исхода – 1250г. Обе даты хорошо согласуются с указанным интервалом. Для дальнейших уточнений обратимся к личности Моисея. Рассмотрим отрезок длиной 120 лет, соответствующий продолжительности его жизни. Первая часть жизни, до сорока лет - знатный сановник при дворе фараона. Вторая, от сорока до восьмидесяти – беглец в пустыне. В восемьдесят – возвращение в Египет, встречи с фараоном и Исход из Египта. Третья, от восьмидесяти до ста двадцати – скитания по пустыням. Он умирает в возрасте ста двадцати лет, после чего его последователь Иисус Навин начинает вторжение в Ханаан. Теперь попытаемся наложить отрезок жизни Моисея на временную ось таким образом, чтобы получить наилучшее приближение ко всем перечисленным факторам. Из рассмотрения различных вариантов следует, что наиболее приемлемая дата исхода – 1291 год, время непродолжительного правления фараона Рамсеса Первого ( 1292-1291). В этом варианте детство Моисея приходится на период правления Аменхотепа Третьего, зрелые годы – на правление его сына, Эхнатона, бегство – на правление сына ( или зятя) Эхнатона, Тутанхатона ( 1333-1323), при котором фиванские жрецы восстановили свои позиции и начались гонения на последователей монотеизма. Вторжение в Ханаан в этом случае началось в 1251 году, что хорошо соответствует началу разрушений в Ханаане, подтверждаемых археологическими раскопками. Эта дата наиболее удачно вписывается, как в данные археологии и «Стеллы Мернептаха», так и гипотезы о близости учения Моисея и реформ Эхнатона. В библейском тексте говорится, что Исход произошел после смерти фараона, правившего длительное время. Если «фараон Исхода» – Раамсес Первый, то ему предшествовал фараон Хоремхеб, царствовавший 27 лет. Чрезвычайно жесткий правитель, полностью искоренивший все остатки монотеизма и окончательно восстановивший традиционные египетские верования. Вполне вероятно, что именно на его правление пришелся период наиболее тяжелого угнетения евреев Египта. Можно предположить, что их традиционные верования, основанные на авраамическом монотеизме, явились одной из составляющих монотеизма Эхнатона. Поэтому крушение Эхнатона привело и к усилению негативного отношения к евреям в целом, как носителям отверженной религии. Заметим что, судя по событиям, описанным в Библии, этот авраамический монотеизм евреев совмещался и с чисто языческими верованиями в тельца-ваала ( «золотого тельца»). Если наши рассуждения верны, то фраза Исх 2-23 «И было, спустя много времени, умер царь Египта, и застонали сыны Израиля от работы, и возопили...» отражает период времени после смерти фараона-реформатора Эхнатона, когда резко усилился гнет по отношении к «сынам Израиля» и достиг своего эпогея во времена Хоремхеба. Таким образом вполне логично предположить, что смерть Хоремхеба явилась именно тем моментом, когда Моисей ( под внушением Превышнего или без оного) решил возвратиться в Египет. Известно, Раамсес Первый стал фараоном в пожилом возрасте. Всю жизнь он верой и правдой служил Хоремхебу и ко времени его смерти стал его первым военоначальником. У Хоремхеба не было наследников и он избрал своим преемником Раамсеса. Причем, не только в качестве заслуженной награды за десятилетия безупречной службы, но и по другой причине – у Раамсеса был столь же доблестный сын, будущий фараон, Сети Первый. В те годы он уже был зрелый воин, начальник кавалерии, и у него в свою очередь подрастал сын, подающий надежды молодой воин – будущий великий фараон Раамсес Второй. Бездетный Хоремхеб хотел передать власть человеку, который был всегда верен ему, и у которого были достойные наследники. При чтении библейского текста возникает вопрос – каким образом Моисей, возвратившийся после десятилетий скитаний в пустыне, так легко добился аудиенции фараона. Ответ может быть лишь один - они были людьми одного поколения и, по-видимому, хорошо знали друг друга в молодые годы. Более того, возможно, оба они входили в круг приближенных Эхнатона. Именно по этой причине Моисей пытался убедить его отпустить еврейский народ, дабы в другом месте продолжить великое дело Эхнатона. Итак, мы приходим к двум датам Исхода. Одна дата – 1450 г., Вторая – 1291 г. Ни одну из них мы не можем отбросить, не поступившись фактами. Поэтому остается принять обе даты. Другими словами принять гипотезу о двух Исходах. Первый – 1450 г., связанный со стихийными бедствиями, обрушившимися на Египет после вулканической катастрофы на о. Санторини. Назовем его – Первый Исход. И второй – 1291 год. Он то и есть – Исход, описанный в Библии, c наложением на него смутных воспоминаний о бедствиях, постигших Египет во времена Первого Исхода в виде «Казней Египетских». Назовем этот Исход – Библейский Исход. Тот факт, что «Казни Египетские» отражают бедствия времен Первого Исхода, не исключает наличие стихийных бедствий, либо очередного «мора» и во времена второго, Библейского Исхода. Известно, что Египет время от времени и достаточно часто поражали невзгоды - засухи, обмеление Нила, налеты саранчи, голод, опустошительные эпидемии. Вполне вероятно, что правление Раамсеса Первого пришлось как раз на такой период. Во всяком случае, одна из «казней» напоминает эпидемию чумы – «возникло воспаление, образующее нарывы на коже людей и животных...». В условиях паники и хаоса возникло стремление уйти в пустыню и молить Бога о спасении. Этим устремлением и мог воспользоваться Моисей для реализации своих целей. Довольно часто высказывается мнение, что «фараон Исхода» - Мернептах ( 1212-1202), унаследовавший трон после смерти Раамсеса Второго. При этом ссылаются на города «запасов» Питом и Раамсес, упоминаемых в Библии, а так же на дошедшую до нас переписку времен Раамсеса Второго, в которой говорится о необходимости кормить рабов «апу».
Значит, к этому времени эти рабы-семиты еще пребывали в Египте и их вполне могли использовать при строительстве городов. На наш взгляд, наличие этих рабов во времена Раамсеса Второго можно объяснить следующим образом. Во-первых, тем, что далеко не все евреи ушли из Египта с Моисеем. Они могли находиться на работах или проживали в далеких городах Верхнего Египта, либо не пожелали уходить в силу своего привилегированного статуса ( «надсмотрщики»). Во-вторых, «стелла Мернептаха» ( 1217 года) свидетельствует о сражениях во многих частях Ханаана, в которых «Израиль» потерпел поражение ( значит к тому времени Исход уже состоялся). Естественным итогом этих поражений был увод части пленных обратно в Египет. Какова была судьба этой части еврейского населения нам не известна. Через короткое время Египет подвергся нападению «племен моря» и, возможно, в этих условиях они ушли в Ханаан, либо растворились среди пришельцев. Глубь веков. Гиксосы Геологические исследования показывают, что первое извержение на о. Санторини произошло около 1550 года. Эта дата приходится на так называемый «второй переходной период» между Средним царством и Новым царством, когда Египтом в течение двух столетий ( 1700-1500 г..) правили гиксосы – «цари-пастухи». Правление их завершилось поражением и изгнанием из страны во времена фараона Яхмоса Первого ( 1550-1525). Вполне вероятно, побудительным мотивом к восстанию египтян послужили стихийные бедствия, связанные с извержением. Яхмос взял штурмом столицу гиксосов, Аварис, после чего уцелевшие гиксосы бежали в города Ханаана. Война с ними велась еще длительное время и окончилась полным поражением гиксосов. Давно установлено, что гиксосы являлись семитическим племенем ( или союзом племен), этнически и лингвистически близких израильским племенам. Римский историк И. Флавий, вслед за египтяниным Манефоном, жрецом, проживавшим за три столетия до Флавия, вообще предполагал, что евреи и гиксосы принадлежат одному народу и вместе покинули Египет во времена Яхмоса Первого. Действительно, вполне вероятно, что вместе с гиксосами бежала и какая то часть еврейского населения, возвышенного гиксосами до уровня знати. Недаром, тот же Манефон считал, что евреи ( по его мнению - они же – гиксосы) длительное время «владычествовали» над Египтом и были изгнаны Яхмосом Первым. Следов гиксосов и бежавших с ними евреев после их изгнания из Египта и окончательного разгрома в Ханаане мы не находим. Оставшаяся же в Египте основная часть еврейского населения была окончательно низведена победителями в положение рабов. Такова была месть египтян за сотрудничество евреев с оккупантами-гиксосами. Таким образом, с разгромом и бегством гиксосов закончился благополучный период пребывания евреев в Египте и начался период рабства. Время патриархов Согласно Исх. 12: 40 пребывание евреев в Египте длилось 430 лет ( «Времени же пребывания сынов Израиля в Египте – четыреста тридцать лет..»). Как мы уже говорили, согласно библейскому тексту датой Исхода является 1440 год ( за 480 лет до закладки Храма царя Соломона). Поэтому будем отталкиваться именно от этой даты. Мы именуем ее – Первым Исходом. Тогда получаем, что переселение дома Иакова-Израиля в Египет имело место при фараоне Аменемхете Третьем ( середина 19-ого столетия). В таком случае время патриархов – 1950-1850 г.г. , а время перемещения Авраама из Ура в Харран и далее в Ханаан – 2000 – 1950 г.г. Известный ученый и писатель Айзек Азимов в своей книге «Ближний Восток», анализируя библейский текст и сличая библейские имена и наименования городов с данными археологии, приходит к выводу – «время Авраама» - середина 20-ого столетия, время упадка Шумера и вторжения племен аморреев. Цитируем его: «В это последнее столетие существования Шумера, примерно около 2000 г. до н.э., близость угасания стала очевидной. Падение империи, голод, эламская оккупация были смертельными ударами. Многие предприимчивые люди из Ура чувствовали, вероятно, что великий некогда город не имеет будущего, и отправлялись в путешествия в поисках лучшей судьбы.» Именно таким «путешествием» и был уход дома Тераха из Ура в Харран и далее его сына, Абрама, в Ханаан. «И Терах взял Абрама, сына своего, и внука своего Лота, сына Гарана и Сару, невестку свою, жену сына своего Абрама, и вышли вместе из Ур-Касдима, чтобы идти в землю Ханаанскую, и дошли они до Харрана и поселились там» ( Быт. 11:31). Позже, в Ханаане Абрам по велению Бога сменил имя на Авраам и стал предком израильтян, исмаильтян и многих других народов этого региона. Мы отталкивались от библейской цифры «430 лет плена» и получили результат, хорошо согласующийся с научными данными. Однако, в раввинистической традиции имеется и другая цифра – 210 лет египетского плена ( иногда говорят – рабства). Если предположить, что имеется в виду весь период пребывания евреев в Египте, то, очевидно, он слишком мал. Ведь пришло в Египет всего 70 человек, а ушел целый народ. Поэтому будем считать, что все же 210 лет покрывает интервал времени, в протяжении которого евреи находились на положении именно рабов. Этот интервал времени начался, как мы уже писали, с изгнанием гиксосов Яхмосом Первым (1550-1525). Через два столетия мы приходим к началу 14-ого столетия ( 1340-1310 годам). Выше путем наложения мы определили наиболее вероятную дату Библейского Исхода, как 1291 год. Традиционная ( раввинистическая ) дата Исхода – 1312 год. Как видим, вполне удовлетворительное совпадение. Таким образом, интервал времени 210 лет – это именно время нахождения евреев в рабстве, начиная от изгнания гиксосов и кончая Библейским Исходом. Таким образом, мы получили непрерывную «цепь времен», начиная от Ура и кончая закладкой Храма Соломона. Причем библейские данные вполне приемлемо согласуются с данными исторического характера. Обратимся теперь к личности фараона Аменемхета Третьего, во времена которого, как мы предполагаем, Иаков-Израиль «спустился» в Египет. Согласно Книге Бытие, евреи переселились в Египет вслед за Иосифом, ставшим в виду своих исключительных способностей, первым министром египетского фараона и фактическим правителем Египта. Иосиф помог своему отцу Иакову со всем своим родом (67 человек) переселиться в Египет и поселиться в земле Гессем (Гошен) (Быт.47) Исследователь М. Зильберман пишет (Гиксосы и их потомки.): « Согласно мифологии Танаха, в диаспоре, среди сынов Евера-Авраама, нашёлся человек (Иосиф), проявивший себя в Египте как прекрасный организатор, умный и дальновидный хозяйственник, ставший другом и незаменимым помощником, вещим советником фараона-устроителя Аменемхета III. Возможно, этот Иосиф был инициатором и непосредственным руководителем большинства работ фараона. Известен древний (длиной 322 км) канал (91.с241) под названием "Бахр Юсуф" ("Канал Иосифа"), расположенный в 129 км к югу от Каира. Фараон воздал этому гениальному человеку при жизни и после смерти по заслугам: царь наделил его (Иосифа) неограниченными полномочиями (вручил царскую печать и золотую цепь со своей шеи) и окружил поистине царскими почестями; а после смерти - поместил мумию этого азиата (небывалый случай) в царскую усыпальницу-пирамиду. Еврейская традиция подтверждает легенду: "И набальзамировали его, и положили в ковчег (в мраморный саркофаг по легенде) в Египте" (Быт.50.26) Археологами в Файюме у Хавара были обнаружены две царские пирамиды (81.с159), принадлежащие Аменемхету III,- случай уникальный, ибо каждый фараон строил себе для погребения только одну усыпальницу Одна из пирамид Хавара (со стороной основания - 100 м и высотой - ок. 58 м) имела вход не с западной стороны, как обычно принято по похоронным канонам египтян, а с южной. В погребальной камере пирамиды, затопленной грунтовыми водами, обнаружено два рядом стоящих саркофага (пирамида разграблена в древности), что также не присуще египетской похоронной практике, но согласуется с обычаями древних евреев: умершая жена должна лежать рядом со своим мужем (например, как в Махпела). Добавим к этому, что предшественник Аменемхета Третьего, Аменемхет Второй был отравлен, что напоминает известный библейский эпизод о виночерпии, которого обвиняли в покушении на жизнь фараона. Нам лишь остается идентифицировать библейского Иосифа с этим всесильным вельможей при фараоне Аменемхете Третьим. Итак, подведем итоги. 1. Начало пребывания евреев в Египте ( время Иосифа) приходится на правление фараона Аменемхета Третьего. Это время совпадает с началом первой волны проникновения в Египет семитов-гиксосов ( «мирная волна»). 2. Период благополучного проживания в Египте заканчивается с изгнанием гиксосов в середине 16-ого столетия при фараоне Яхмосе Первом. В окрестностях Ханаана появляются первые «хабиры» - возможно евреи, бежавшие с гиксосами. С этого времени оставшиеся в Египте евреи оказываются на положении рабов. 3. Период рабства длится около двух столетий, что соответствует раввинистической традиции – «210 лет». Он начинается с изгнания гиксосов и завершается Исходом 13-ого столетия ( «Библейский Исход» ). 4. В середине 15-ого столетия ( 1450-1440 г) извержение на о. Санторини приводит к катастрофическим последствиям, легшим в основу описания «Казней Египетских». В этих экстремальных условиях часть рабов ушла из Египта. Это – «Первый Исход». На эту дату указывают библейские «480 лет до закладки Храма Соломона». 5. Библейские 430 лет пребывания евреев в Египте соответствуют периоду от времени Иосифа (Аменемхет Третий ) до Первого Исхода. 6. Наиболее вероятное время Библейского Исхода, связанного с именем Моисея – 1291 год. Эта дата наиболее предпочтительна с точки зрения археологических данных, «стеллы Мернептаха», гипотезы о близости Моисея и Эхнатона. 7. Для части народа пребывание в Египте закончилось раньше ( возможно, по племенному признаку) – Первым Исходом. Поэтому возникла цифра – «480 лет до закладки Храма». Она соответствуют Первому Исходу. 8. Можно предположить, что у горы Синай произошло воссоединение разъединенного народа в единое целое. И это воссоединение было освящено именем Бога. 9. Результатом этого объединения было распределение главенствующих ролей. Вождем всего народа Израиля признан Моисей, первосвященником – его брат Аарон и первым помощником и преемником на роль вождя – Иисус Навин из племени Ефрема. Последний впервые упоминается в связи с битвой с амелеками, случившейся незадолго до прибытия к горе Синай. Вероятно, он представлял часть народа ( или те племена), которые ушли из Египта ранее и прибыли к горе Синай на общий сбор всего народа. 10. Таким образом удалось проследить всю «цепь времен», начиная от Авраама ( 2000-1950), Патриархов ( 1950-1850 г), уход в Египет во времена фараона Аменемхета Третьего(1850), благополучный период, который совпадает с временем правления гиксосов и период рабства, начиная от изгнания гиксосов (1550) и кончая Библейским Исходом. 11. Имело место два Исхода: Первый Исход 1450 года, и Библейский Исход во времена Раамсеса Первого (1292-1291).
Комментарии
что и не снилось нашим мудрецам".
А еще есть "Платон мне друг, но истина дороже")))))
всевышнего в этих событиях - это удел богословов. Таким образом подтверждается тезис о том, что писания не являтся
"не более чем сказки, не более чем вымысел", как всегда утверждали воинствующие атеисты.
Что касается религиозных вопросов, то надо сказать, что истинная религия любого толка направлена на соблюдение тех моральных норм и принципов общественной жизни, которые способствуют прогрессу человеческого бытия, развитию человечества. Следует заметить, что не все религиозные учения способствуют прогрессу, а нередко становятся его тормозом. Что мы и наблюдаем .
Лично мне это говорит о том, что современные евреи недостойны своей древней и столь насыщенной истории. Древние себя не вели, как современные. Стыд и позор на наши головы! Какими мы были и какими стали!