Факты о Пуриме

 
 

 

Как любая знаменательная дата библейской истории, Пурим – праздник довольно кровожадный.

В Песах Бог открылся израильтянам именно тем, что в массовом порядке уничтожил египтян (Исход 7:5, 14:17).

Тогда евреям была чужда политкорректность: единственный раз, когда в Торе слово «ближний» упоминается по отношению к чужим, это когда мы одолжили у египтян украшения, не собираясь отдавать их обратно.

В Хануку мы отмечаем победу в жестокой гражданской войне, когда ультраортодоксальные евреи под предводительством Маккавеев нанесли поражение либералам.

Последние всего лишь хотели позаимствовать ряд элементов эллинистической культуры, например терпимость к другим религиям. И это была вовсе не война за независимость: Иудея из сирийского протектората превратилась в римский.

 

В Пурим мы празднуем вовсе не спасение от злобного Амана. Его повесили за девять месяцев до собственно празднуемого события (Есфирь 8:9). Обвинений было два: заговор против народа Эстер и, якобы, попытка ее изнасилования (7:8). На место Амана был назначен Мордехай.

В этой ситуации массовая резня евреев уже представлялась немыслимой.

 В древности на Ближнем Востоке указ нужно было не просто издать, но и активно пролоббировать, иначе о нем просто забывали. По этой причине смерть Амана фактически ставила крест на его планах, хотя формально аннулировать указ Артаксеркса было нельзя.

Пурим отмечается в честь дня, когда евреи «убили тех, кто их ненавидел» (9:1).

Это было не просто «око за око», и даже не раввинское «если кто-то пришел убить тебя, убей его первым», – потому что, согласно мидрашу, убивали даже детей.

 Нет, это классический случай превентивной войны, пусть и несколько запоздалой. Аман был потомком амаликского царя Агага, которого когда-то сначала пощадил Саул, а затем пророк Самуил разрубил напополам.

Трагедия Амана постигла нас только потому, что столетия назад добрый еврейский царь Саул проявил «милосердие глупцов»: победив амаликитян, он сжалился над ними, хотя они никогда бы не поступили так по отношению к нам.

Пример Амана иллюстрирует беспощадную логику Торы.

Бог повелел евреям полностью истребить коренные народы той земли, что он нам дал.

Они были вольны уйти, но если бы они решили с нами сражаться, то их следовало истребить до последнего грудного младенца.

Божественная логика безупречна: если оставить туземцев в живых, они всегда будут помнить, что евреи забрали их землю, они будут ненавидеть нас и вечно с нами враждовать – иными словами, станут колючками в наших боках.

При Мордехае евреи поняли, что нельзя оставлять жизнь своим ненавистникам, – и убили их.

Если бы при этом они пощадили детей, то те бы выросли и начали мстить.

Евреи победили 13 числа месяца адара (9:1).

14 числа они отдыхали (9:18), добивали остатки врагов и надругались над трупами сыновей Амана (стих 14).

Когда мы отмечаем Пурим – а это именно 14 число, – мы отмечаем день убийства врагов, а не спасение от их рук.

Все это может шокировать тех, кто привык думать, будто иудаизм – это любовь.

Ну что ж, извините. Евреям предписано любить только своих законопослушных ближних, а врагов и преступников нужно ненавидеть и истреблять. Евреи – нормальные люди.

Как и все прочие народы, мы имеем полное право ненавидеть и убивать своих врагов; мы убили Ахмеда Ясина из ХАМАСа со всей его семьей точно так же, как 2500 лет назад мы убили Амана с сыновьями.

А если вы думаете, что сегодня амаликитян больше нет, то Раши совершенно однозначно приравнивает амаликитян к немцам, а главный ашкеназский раввин Израиля четко объяснил, что арабы – это амаликитяне.

Могу вас утешить: европейские поселенцы завоевали Америку строго библейским способом – истребив коренное население.

Затем американцы создали на оккупированных территориях благопристойное либеральное государство.

И через двести лет я тоже охотно порассуждал бы, как плохо мы поступали с туземцами, когда создавали государство Израиль.

В Пурим евреи должны напиваться до такой степени, чтобы путать благословение Мордехая и проклятие Амана.

Ин вино веритас, истина – на дне бокала. Пьяным свойственно забывать о политкорректности и возвращаться к сермяжным истинам: благословение Мордехая как раз и заключается в проклятии Амана. Смерть Амана – награда нам.

Чтобы евреи не думали, что образец Пурима давно устарел, подумаем об именах его героев: «Мордехай» произошло от «Мардук», а «Эстер» – от «Астарта».

Нашими спасителями были два ассимилированных еврея, носившие языческие имена.

Первая была придворной еврейкой, второй был заносчивым еврейским лидером, мечтавшим стать придворным евреем. В экстремальной ситуации они изменились.