О национализме и интернационализме.

Владислав Хенкин # 1 апреля 2015, 16:55 "И чем Вам не нравится интернационализм…?"

Исторически так сложилось, что в рамках марксизма понятие национализм приобрело негативный оттенок, в то время как понятие интернационализм есть понятие положительное. Поэтому эти понятия необходимо разобрать.

Здесь нужно понять, когда классики марксизма вводили эти понятия, то само представление о глобальном, интернациональном капитализме было делом далеким и поэтому не актуальным. Другое дело национализм в рамках буржуазного государства. Соответственно в буржуазном государстве представлена только буржуазная культура, которую в свою очередь марксизм и связал с понятием национализм. И это на мой взгляд не совсем верно.

В рамках такого понимания национализма, пролетариат лишается такого понятия как родная земля, оставаясь в рамках голого классового подхода, т.е. только в рамках коммунистической идеологии. И ход строительства социализма в СССР показал всю ошибочность такого подхода в рамках строительства социалистического общества.

В чем ошибочность такого подхода? Ошибочность состоит в том, что невозможно построить социализм, опираясь только на коммунистическую идеологию.

И здесь дело не в самой коммунистической идеологии, а дело в носителях этой идеологии. Опыт строительства социализма наглядно показал, что те изначальные импульсы носителей коммунистической идеологии со временем могут быть подвергнуты внешней коррекции со стороны буржуазии. Поэтому коммунистическая идеология не может быть жизнеспособна сама по себе, без опоры на сознание народных масс. И такой опорой коммунистической идеологии является мировоззрение солидарности.

Кроме того коммунистическая идеология имеет определенную «слабость», так как в ее основе находится научное сознание. Соответственно и принципы этой идеологии не всегда могут быть понятны массовому обывателю. А раз эти принципы не всегда могут быть понятны обывателю, то в рамках буржуазного окружения всегда найдутся люди, которые могут начать манипулировать этими принципами в своих корыстных интересах. И этого больше нельзя допустить. И гарантией того, что этого больше не повторится, являются принципы мировоззрения народа. В данном случае речь идет о принципах мировоззрения солидарности.

Объединение принципов коммунистической идеологии и принципов мировоззрения солидарности делает гарантом построения социалистического общества, не коммунистическую партию, а народ, который и является носителем мировоззрения солидарности.

Основным носителем мировоззрения солидарности является русский народ. Т.е. в данном случае речь идет о национальной культуре. Именно эти принципы ясны и понятны простому обывателю, если он является представителем народа с мировоззрением солидарности.

Вот что по этому поводу говорит В.И. Ленин.

«Есть две нации в каждой современной нации — скажем мы всем национал-социалам. Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, — но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же две культуры в украинстве, как и в Германии, Франции, Англии, у евреев и т. д. Если большинство украинских рабочих находится под влиянием великорусской культуры, то мы знаем твердо, что наряду с идеями великорусской поповской буржуазной культуры действуют тут и идеи великорусской демократии и социал-демократии. Борясь с первого рода «культурой», украинский марксист всегда выделит вторую культуру и скажет своим рабочим: «всякую возможность общения с великорусским сознательным рабочим, с его литературой, с его кругом идей обязательно всеми силами ловить, использовать, за¬креплять, этого требуют коренные интересы и украинского и великорусского рабочего движения».

И если великорусскую культуру буржуазии мы характеризуем через понятие буржуазный национализм, то как мы должны определить великорусскую культуру Чернышевского, Добролюбова, Пушкина, Лермонтова, Толстова, Менделеева, Циолковского, Ленина и т.д. Каким понятием великорусский пролетарий может выразить свои чувства любви, почтения и уважения к данной форме великорусской культуры?

Здесь очень важно понять, что речь не идет о провозглашении какой-то чисто русской национальной культуры. Да, и чисто русской национальной культуры давно уже нет. Благодаря тому, что русский народ является основным носителем мировоззрения солидарности, он веками впитывал в себя культуру и традиции малых народов, объединял вокруг себя эти народы и потомки этих народов сами со временем становились представителями русского народа.

При этом этот процесс всегда носил в себе добровольный характер, и потомки этих народов никогда не ощущали по отношению к себе какого-то презрительного отношения, как это принято в культуре англосаксов по отношению к метисам и мулатам.

И это не просто процесс буржуазной ассимиляции, это процесс ассимиляции сопровождаемый процессом интеграции, когда все лучшее, что было в культуре малых народов, не исчезало безвозвратно, а становилось культурой и традицией русского народа.

При этом русский народ хотя по форме и остается национален, по сути он уже интернационален. И именно эту интернациональную суть русского народа почему-то Вы не замечаете.

Безусловно, здесь возникает определенная трудность в понимании этого процесса. И трудность эта заключается в том, что говоря о русском народе, с одной стороны мы говорим о нации, а с другой стороны речь идет об основном народе носителе мировоззрения солидарности.

Поэтому, для правильного понимания необходимо говорить о русском народе, не в смысле русской нации, а в смысле народа интегратора, как основного носителя мировоззрения солидарности.

Соответственно и духовная культура народа носителя мировоззрения солидарности, становится той основой формирования новой общности, которую в свое время на основе теории областной автономии начал создавать Сталин. И эта общность - Советский народ.

Общность, которая по своей сути была интернациональна. И в основе этой общности была духовная культура не только русского народа, но и духовная культура всех народов СССР. При этом интегратором этого процесса, процесса объединения народов выступал именно русский народ, как народ носитель мировоззрения солидарности.

Далее, почему буржуазный национализм не есть национализм вообще, а буржуазный интернационализм не есть интернационализм вообще.

Здесь необходимо понять, что в каждой нации есть эксплуататоры и эксплуатируемые, буржуазия и пролетариат. Соответственно в каждой нации есть элементы как социалистической культуры, возможно они мало развиты, но они есть, так и элементы буржуазной культуры.

При этом, в современном мире элементы буржуазной культуры не просто представлены в том или ином народе, а они представлены в виде господствующей культуры. Поэтому говоря о национализме и национальной культуре, мы сами того не понимая, как бы автоматически говорим о буржуазной культуре, так как элементы социалистической культуры в рамках буржуазного общества просто не развиты, более того буржуазное государство строго следит за тем, что бы эти элементы не получили своего развития.

Соответственно опираясь на такое представление о национализме, марксизм окрасил данное понятие в черный цвет. Но тогда как же быть с элементами социалистической культуры, которая хоть и в неразвитом виде, но существует в каждом народе. Объявить, что никаких элементов социалистической культуры в народе нет. Глупо.

Но если мы готовы признать наличие социалистических элементов в культуре каждого народа, таких как взаимопомощь, взаимовыручка, солидарность, любовь к родной земле и т.д, то необходимо эти элементы социалистической культуры народа как-то обозначить.

К примеру, если речь идет об уважительном отношении к другим народа, здесь понятно, мы говорим что это пролетарский интернационализм.

Но что же такое любовь человека к своей Родине, к речке, которую помнишь с детства, ко двору в котором гонял мяч и играл в лапту, клек и чижа, любовь к своим одноклассникам и учителям, к своей школе, к родному языку на котором говоришь, к песням, которые поешь, к фильмам которые помнишь с детства, к сказкам и стихам, которые в детстве рассказывали родители, и под которые ты засыпал. Как назвать это чувство. Пролетарский национализм? Но тогда как быть с крестьянством и полупролетариатом?

А может, Вы считаете, что у пролетария не может быть этих чувств? Ну да, мало того , что буржуазия лишила пролетариат своего Отечества, Вы посчитали что этого мало и решили лишить пролетариат чувства родного дома, родной стороны, Родины. А может Вы еще считаете, что русский народ должен стать хворостом мировой революции? Хочется надеяться, что это не так.

Да, сразу хочу сказать, те чувства о которых я говорю не вписываются в понятие патриотизм. Патриотизм – это отношение к Отечеству. А Отечество – это совокупность понятий страна, народ и государство. В том же о чем я говорю, государства нет. Поэтому в моем словарном запасе нет другого понятия, в котором бы я смог в полной мере отразить чувство любви к Родине, как только через понятие национализм интернационального типа.

Возможно, Вы готовы предложить другое понятие описывающее это чувство. Готов Вас выслушать.

При этом я с Вами согласен, само по себе понятие национализм в марксизме имеет достаточно темный окрас и больше связано с понятием воинствующий буржуазный национализм – который отупляет, одурачивает и разъединяет массы. И в этом само по себе данное понятие режет слух, вызывая в сознании нормального человека определенные негативные эмоции. И в этом смысле я не отрицаю того, что данная формулировка не совсем корректна.

Опять же повторюсь, если Вы в состоянии названные мною чувства определить другим понятием, с большим вниманием готов Вас выслушать.

Теперь об интернационализме. Сегодня в рамках глобального мира, мы все прекрасно наблюдаем, что делает с народами международный интернациональный капитал.

И что, Вы готовы приветствовать подобную форму интернационализма?

Поэтому говоря об интернационализме, мы не вправе говорить об интернационализме вообще, мы вправе говорить о буржуазном или пролетарском интернационализме.

И здесь интернационализм больше нельзя рассматривать как противоположность национализма. Мир стал сложнее, и не все понятия 19 века сегодня в состоянии адекватно описать те процессы, которые происходят в современном мире.

Поэтому я и говорю, что не всякий интернационализм есть благо. Что интернационализм, который отражает принципы буржуазной идеологии – есть зло. Поэтому я не говорю, что мне не не нравится интернационализм вообще, а я говорю, что мне не нравится буржуазный интернационализм, в то время как пролетарский интернационализм я приветствую.

Вот, что по данному поводу говорит В.И. Ленин: «Возьмите конкретный пример. Может великорусский марксист принять лозунг национальной, великорусской, культуры? Нет. Такого человека надо поместить среди националистов, а не марксистов. Наше дело — бороться с господствующей, черносотенной и буржуазной национальной культурой великороссов, развивая исключительно в интернациональном духе и в теснейшем союзе с рабочими иных стран те зачатки, которые имеются и в нашей истории демократического и рабочего движения. Бороться со своими великорусскими помещиками и буржуа, против его «культуры», во имя интернационализма, бороться, «приноровляясь» к особенностям Пуришкевичей и Струве, — вот твоя задача, а не проповедовать, не допускать лозунга национальной культуры».

Это говорит Ленин относительно буржуазной национальной культуры. Но ведь сегодня, тоже самое, мы можем сказать и об интернациональной буржуазной культуре.

А может Вы считаете, что попса, геи и прочая подобная тварь не есть элемент интернациональной буржуазной культуры?

Поэтому данная фраза Ленина не совсем точно отражает современную действительность. Сегодня она должна звучать так,

«Наше дело — бороться с господствующей, черносотенной и буржуазной национальной культурой великороссов и интернациональным космополитизмом и глобализмом современной буржуазной культуры, развивая исключительно в интернациональном духе и в теснейшем союзе с рабочими иных стран те зачатки социалистической культуры, которые имеются в истории национального демократического и рабочего движения всех народов. Бороться со своими великорусскими помещиками и буржуа против его «культуры», а так же против интернациональной «культуры» международного империализма и мировоззрения конкуренции, во имя «культуры» пролетарского интернационализма и мировоззрения солидарности».

Поэтому не стоит говорить о национализме и интернационализме вообще. А стоит говорить о буржуазном национализме и пролетарском интернационализме.

«Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм — вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе». В.И. Ленин.

На ваши следующие вопросы постараюсь ответить в ближайшее время.