На Украине Вашингтон отыгрался за Сирию

Дружественный России режим Асада они свергнуть не смогли, а вот в Киеве это, к несчастью, получилось

Развернутое интервью сирийского лидера Башара Асада - это, пожалуй, тот безусловный случай, ради которого даже стоит на время отвлечься от Украины. Тем более, что этой темы в беседе с прессой он не избежал.

«Я постоянно возвращаюсь к тому, что есть связь между сирийским кризисом и происходящим на Украине. Во-первых, потому что обе страны имеют значение для России. Во-вторых, потому что в обоих случаях цель – ослабить Россию и создать марионеточные государства», - заявил Асад присутствующей прессе. Банальность? Нет же - интересное наблюдение, которое, признаться, хотя и у многих разумных людей вертелось в голове, но вот свою нехитрую формулировку обрело лишь теперь.

Связь между этими рукотворными кризисами действительно есть, хотя бы в силу того, что у них явно есть общий источник. Он расположен в стороне от сверкающих небоскребов восточного побережья Северной Америки, распылен средь приторно ухоженных зеленых лужаек по закрытым от простых смертных кабинетам. И некий коллективный автор этого сценария очень креативен.

Для порабощения Киева хватило поднятой и поддержанной волны социального протеста против проворовавшейся олигархии. Сирию также «голыми руками» решено было не брать. Сначала, образно говоря, «убили Франца-Фердинанда», раскрутили частную историю до вселенских масштабов, но чуть прогадали с ментальностью «массовки». Теперь же разыгрывается карта борьбы с «Исламским государством». Как не понять? Америка от исламистов натерпелась, святое дело...

Но странная какая штука выходит, со слов Асада: дирижируемая Вашингтоном международная коалиция борется с террористами как-то своеобразно. Имея колоссальные ресурсы для того, чтобы расправиться со злодеями за считанные дни, она наносит по позициям исламистов с десяток ударов ежедневно. При том, что сирийские военные, заметил Асад, со своими скромными ресурсами наносят на порядок больше ударов.

При этом, как бы случайно, бомбардировками наносится колоссальный урон сирийской инфраструктуре. Позиции исламистов страдают как будто понарошку. Высокоточное оружие? Не-а, не слышали.

Все это, понятно, рождает «смутные сомнения». Например, точно ли коалиция борется с ИГИЛом? Может, все же с Сирией?

При том, что вообще-то вмешательства России было бы уже достаточно для того, чтобы тема «Исламского государства» как минимум не стояла бы так остро на повестке дня.

«Россия играет очень важную роль в укреплении стабильности во всем мире. В этой связи я могу сказать, что мы приветствуем расширение российского присутствия в Восточном Средиземноморье, особенно у наших берегов и в наших портах», - признался в очевидном сирийский лидер.

Мы не ослышались? Расширение присутствия? Но это лишь аванс от Асада, он же подсказка: если решимся-таки расширять свое присутствие в регионе - нам здесь будут рады. Без учета мнения головорезов, прикрывающихся Кораном, разумеется.

Но решимся ли? Пока что, откровенно говоря, и с расширением присутствия на Украине как-то не складывается. И этим украинский и сирийский кризисы тоже родственны.

Высказывание сирийского лидера в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал политолог, доцент кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СпбГУ Александр Сотниченко:

- Безусловно, между ситуациями в Сирии и Крыму есть немало общего, но имеются и существенные различия. И тот, и другой кризис так или иначе связан с влиянием Соединенных Штатов Америки. И в Сирии, и на Украине Вашингтон задался целью поставить лояльные, марионеточные режимы.

Но тут самое время поговорить о принципиальных различиях между сирийским и украинским кризисами. Сирия все же не является частью так называемого постсоветского пространства и русского мира. В Сирии еще в 60-х годах прошлого века был установлен националистический режим, на Украине же местные националисты пришли к власти только в 90-е.

Однако, и Сирию, и Украину сплачивает то, что и там, там силами США ведется серьезная геополитическая битва против России. И наша ответная тактика по этим двум случаям схожа, мы оказываем посильное противодействие, чтобы эти стратегически важные для нас территории не стали американскими колониями.

Надо сказать, что случай с Украиной в этом плане для нас более тяжелый. Если в Сирии действующий режим Башара Асада при нашей непосредственной поддержке устоял, то Украине Вашингтону, к сожалению, удалось навязать лояльный себе режим. Потерпев неудачу с Сирией, Штаты приложили все усилия для того, чтобы на Украине провести во власть радикально антироссийские силы.

При этом, хочу заметить, что в Сирии, как и на Украине, продолжается гражданская война, а такой расклад также выгоден Вашингтону. Но для американцев это скорее лишь утешение, поскольку дружественный России режим они свергнуть не смогли. Если резюмировать, то их кампания на Украине оказалась существенно более успешной.