Центр ФОБОС

Новая война началась на Ближнем Востоке, на этот раз – в Йемене. Йемен – одна из самых бедных стран арабского мира, уровень жизни в которой в 10 раз ниже, чем в соседней Саудовской Аравии. Социальный взрыв там могут спровоцировать и природные особенности страны. Столица – Сана – в ближайшее время может остаться с нулевым балансом собственных запасов обычной пресной воды. И получается, что именно вода, а не нефть, как можно было бы подумать, для этих стран – стратегический, жизненно важный ресурс. От чего зависит климат в странах Аравийского полуострова и Персидского залива?
Неужели конфликты в этой горячей точке на карте мира можно объяснить банальной нехваткой воды? Конечно, это не главная причина. Но для всех стран Ближнего Востока дефицит пресной воды – это норма. Но, порой, это естественная засушливость усугубляется аномальным течением погодных процессов. Йемен, несмотря на небольшие размеры государства, весьма контрастен по природным условиям. Север и северо-восток – это чрезвычайно засушливая и жаркая каменистая пустыня. Дожди здесь могут не выпадать годами. А на побережье Аравийского и Красного моря погодные условия более мягкие, осадков здесь выпадает больше, а температурный режим не столь экстремальный. Именно здесь расположена столица Йемена – Сана.
В зимние месяцы средняя температура в этом районе составляет около +16°, да и летом здесь умеренно жарко: +25°. Но даже здесь влаги не хватает. За год здесь отмечается около 200 мм осадков, причем почти все — в весенние и летние месяцы. Для сравнения: в Москве их в 3 с лишним раза больше! Влагой жители Йемена, в принципе, не избалованы. Большая часть её здесь выпадает в виде мороси или осаждается из густых туманов. А в последнее время ситуация усугубилась еще и засухой. Начиная с прошлой зимы, осадков здесь было почти в 3 раза меньше нормы! Влажный сезон в Йемене – это весна и лето, когда сюда прорываются отголоски муссонов с Индийского океана. Но в этот раз они миновали арабскую страну. А в последние полгода с неба здесь и вовсе упало лишь несколько капель! Отсутствие осадков стало катастрофой для сельского хозяйства Йемена, в котором заняты три четверти населения. Ведь других источников поступления воды здесь попросту нет!
Серьезная засуха коснулась не только Йемена, но и других стран. Почему так происходит? Причина – это изменение общей циркуляции атмосферы. Воздух в атмосфере движется из-за неравномерного прогрева поверхности земли. Экватору достается большей солнечной энергии, а полюсам – меньше. Поэтому идет постоянный обмен теплом между широтами. Влажный воздух на экваторе, нагреваясь, поднимается вверх, образуя дождевые облака. Двигаясь к 30-м широтам, воздух постепенно остывает и опускается вниз, формируя засушливые зоны именно на этих широтах. По гипотезе ученых, эта форма циркуляции, а называется она ячейкой Хэдли, стала шире, то есть захватывает теперь и более северные районы, куда раньше не дотягивалась.
Йемен – не единственный пример засухи на Ближнем Востоке. И вот что интересно: вооруженные конфликты здесь с новой силой начали разгораться как раз в тот момент, когда возникли проблемы с водой. Вспомнить хотя бы, что предшествовало войне в Сирии.
Дефицит осадков, который отмечался в течение трех лет подряд, привел к разорению местных фермеров. В итоге они стали активными участниками междоусобицы, которая с 2011-ого года раздирает страну.
Вот и получается, что изменение климата, которое проявляется и в опустынивании новых районов, либо провоцирует, либо активно используется заинтересованными сторонами. Идут войны за природные ресурсы, в которые втягивается все больше государств. Та же Сирия конфликтовала с Турцией из-за вод Тигра и Ефрата. А в 1967-м году Израиль не мог поделить с Иорданией и Палестиной сток реки Иордан.
--------------------------------------------------------------------------------------
Землетрясение в Японии в 2011 г. до сих пор удивительным образом меняет климат планеты
Девятибалльное землетрясение в Тохоку обрушило тысячи зданий, когда оно ударило по Японии четыре года назад, пишет gizmodo.com. Большой части этого мусора уже нет, но разрушенные здания также оказали невидимый эффект - землетрясение выпустило тысячи тонн озоноразрушающих парниковых газов в атмосферу.

Химические вещества, называемые галоидоуглероды, покинули старую изоляцию, холодильники и электрическое оборудование, поврежденные в результате землетрясения. Станции мониторинга качества воздуха зафиксировано основной всплеск выбросов галоидоуглеводородных в 2011 году. В недавней публикации в журнале Geophysical Research Letters, ученые утверждают, что эти "чрезвычайные выбросы галоидоуглеводородов" во время землетрясения составили 6600 тонн газов.

Выбросы включают химические вещества, которые демонстрируют долгосрочные последствия от действий через десятилетия. В пресс-релизе Американского геофизического союза приводится список опасных химических веществ.
Они включают в себя хлорфторуглероды, такие как ХФУ-11, мощный озоноразрушающее химическое вещество, используемое в ППУ изоляции, пока его производство не было прекращено в 1996 году, и гидрохлорофтороуглероды, такие как ГХФУ-22, озоноразрушающий хладагент, который также является мощным парниковым газом и сейчас его использование приостанавливается. Среди других галоидоуглеводородов, выпущенных в результате землетрясения, были фторуглеводороды, или ГФУ, и гексафторид серы, оба являются мощными парниковыми газами.
Разрушительное землетрясение имеет непосредственные и очевидные эффекты, но оно может оказывать невидимое и коварное воздействие, например, воскрешать опасные химические вещества, нами давно забытые. [Geophysical Research Letters, AGU]
Комментарии