Это должны помнить все.

На модерации Отложенный

История искитимских лагерей На территории Искитимского района существовало несколько лагерей – ОЛП-2 (поселок Держинский), СОПЛАГ (в районе деревни Китерня) и мало известный лагерь в районе деревни Таганиха и деревни Золотая поляна. Еще существовал Мамкин лагерь. А в селе Койново находилась пересыльная тюрьма, она не пустовала, этапы через нее шли в Бердск, Новосибирск, Барнаул и дальше. А еще был печально известный каторжный лагерь в Ложках. Он носил название СИБУЛОН («Сибирское управление лагерей особого назначения») или ОЛП-4.История этих лагерей страшная. Особенность ОЛП-4 состоит в том, что это был, по сути, лагерь уничтожения людей.

Местный житель В.А. Маркеев свидетельствует, что в 1940 году, дожидаясь своей участи в «пересылке» в Магадан, он не раз в разговорах заключенных слышал фразу «Только бы не в Искитим». Лагерь состоял из нескольких зон, обнесенных высоким дощатым забором с внешними и внутренними запретными зонами, обтянутыми колючей проволокой. Летом эти зоны постоянно боронили, не давая зарастать травой. На сторожевых вышках стояли вооруженные охранники, большинство из них были заключенные. Вдоль забора вышки и бараки. Зона лагеря располагалась там, где сейчас стоит дом культуры «Октябрь», школа и стадион. По свидетельству очевидцев, это был самый жестокий каторжный лагерь известный за свою бесчеловечность заключенным всего Союза. В одной зоне помещались политические заключенные, в другой уголовники и штрафники, отбывающие большие сроки за особо тяжкие преступления. В третьей зоне помещались женщины, в большинстве случаев это были жены «врагов народа». Одновременно в лагере могло находиться 3 тыс. человек. Лагерный режим был очень строг. Подъем в 6 часов утра. На работу выходили под конвоем с собаками в 8 часов утра. А возвращались в лагерь поздно вечером. Обмундирование было лагерное - выдавалась полосатая одежда с головными уборами.

В 30-е, 40-е годы в Искитимском лагере содержались политзаключенные врач Березовский, артист Батурин, преподаватель Ростовского государственного университета профессор Н.Н. Покровский. 10 лет отсидел в лагере хорошо известный в Искитиме заслуженный строитель РСФСР Шелковский, житель нашего микрорайона Матушкин Дмитрий Герасимович. Здесь некоторое время была Бухарина Александра Михайловна, осужденная по печально знаменитой 58 статье - жена «врага народа» и тысячи других. Основная работа заключенных была в известняковых карьерах. Зона карьеров и лагеря соединялась между собой коридором, огороженным забором из колючей проволоки, по этому коридору каждое утро заключенных гнали на работу. Они добывали камень из карьера. Там не было особой техники, почти все работы выполнялись вручную. Основными орудиями труда были кайло, лопата, лом, тачка. Глубина карьера 38 м. Камень подавали из карьера носилками, позднее лебедкой. И только в 1947 г. От карьера до станции Ложок была построена узкоколейка, по ней ходили маленькие чехословацкие паровозики «Кукушка». Они везли вагонетки. Нагружали и разгружали камень вручную.

Недалеко от карьера были расположены костровые печи. Уголь и известняк укладывали слоями, высотой с двухэтажный дом. Такие костры горели от 2-х недель до 1-го месяца. Работа у печи была адская; жара, дым, руки обжигались, постоянно вдыхалась известковая пыль. Только в самых исключительных случаях, когда заключенный не мог работать, его на какое-то время заменяли другие. Выгребали камень из костра клюкой. Едкая пыль, оседавшая в легких, быстро превращала их в кровавые лохмотья. Тех, кто уже не мог работать, подстерегала голодная смерть, так как не вышедшим на работу паек не полагался. Полученную известь доставляли до разъезда Ложок, а дальше направляли по железной дороге в другие города Сибири. Лишь в 50-е годы недалеко от станции были построены печи для обжига извести. Их было 4. Сконструировал печи Пивоваров И.И. В лагерях были тяжелейшие условия, не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. М.П. Княжева, служившая в охране лагеря во время войны, вспоминает, что доходяги, еще способные двигаться, сползались к столовой и лизали пропитанный помоями снег. Безнадежность существования разрушала в заключенных все человеческое. По свидетельству бывшего заключенного И.А. Бухреева, Искитимский лагерь отличался жестокостью нравов. «Я видел, как озлобленные люди зверски издевались над слабыми, калечили сами себя и других» - рассказывал он.

Особенно плохо в лагере было женщинам, заключенным по политическим статьям. Тем из них, которые имели детей, было особенно тяжело, т.к.

их дети отправлялись в детские дома или беспризорничали. А еще хуже, если их отправляли в лагерь. На территории Искитимского района существовал специально для этого «Мамкин лагерь», в одной из деревень на Койоне, где содержались дети репрессированных. Маленькие каторжники использовались на сельскохозяйственных работах в любое время года. К югу от лагеря были расположены поля, где выращивали зерновые культуры (картофель, кукурузу и т.п.). Еще в лагере держали лошадей, быков, коров, свиней. Быки и лошади использовались как тяговая сила. С их помощью выполнялась самая тяжелая работа. На быках перевозили камень из карьера до станции Ложок. Лошади же были средством связи с Искитимом и внутри лагеря. Так же в лагерном пункте содержалась большая псарня (на месте нынешней Театральной 1) Наиболее легкой работой в лагере считалась прополка сельскохозяйственных угодий, на эту работу утром хором просились женщины. Но из огородной бригады в 30 человек трое-четверо ежедневно умирали прямо в поле.

Осенью женщины делали заготовки на зиму. Но их труд не ограничивался сельским хозяйством, они, как и мужчины работали в карьере. Тех заключенных, которые были не в состоянии работать – жестоко избивали, ставили зимой раздетыми на пеньки в лесу, или летом «на комара», причем все это было массовым явлением. Тем, кто не работал по какой либо причине не выдавали паек. Люди не выдерживали таких условий. А некоторые чтобы покинуть эту зону шли на мостырку. «Мостырка» - это нанесение себе вреда, чтобы не идти на работу. Заключенные глотали гвозди, мололи сахар в пыль и вдыхали в легкие. Иные же просто умирали от голода, сырости и недостатка воздуха. За побег из лагеря – расстреливали. На 4 лагпункте перед женским бараком было складское помещение, куда складывали все трупы, потом их вывозили на машинах прикрытых соломой, сбрасывали в овраг и закапывали. Обычно в лагере к 70% политических заключенных примешивалось 30% уголовников и бандитов. Начальство не вмешивалось во внутреннюю жизнь лагеря, а там царил произвол. Уголовники постоянно терроризировали политических, обкрадывали их и избивали. По легенде, как-то раз не смогли выйти в карьер сразу несколько узников; все православные, священнослужители. Им в лагере особо тяжко приходилось. Вывезли их в лог и всех до одного расстреляли. Сколько их было? Одни говорят – 9. Другие – 16. Третьи – 20. Словом убийство то было массовым.

Перед расстрелом они попросили отпеть себя заживо и им позволили. А спустя почти год земля на том месте стала влажной, словно кровь невинно убитых просочилась, чтобы напомнить о том злодеянии, что здесь совершено было. И в скором времени там забил ключ, вода в нем чистейшая. Жители микрорайона считают, что она даже целебная. В 1951 году, несмотря на гибель сотен тысяч узников в 40-е годы, число заключенных ГУЛАГА составляло более 1 млн. человек. Властям переполненный ГУЛАГ стал обходиться дорого. В 1953 году умер Сталин. И 27 марта 1954 года была первая амнистия, подписанная Берией. Началось расформирование лагерей. В 1955 г. лагерь был ликвидирован, а это место сало называться ПЯ-53. Все меньше в лагере было политических заключенных – их отправляли в Табулгу и в Красноярск.

Но большинство уцелевших заключенных не разъехались, а были оставлены в Искитиме на поселение. Возвращаться им было некуда. У многих семей не оказалось. Они или погибли в лагерях, или не дождались. В селе им делать нечего. Да и документы им не выдавались, а если некоторые и получали их, на работу устроится, не могли. Жили они в Шипуново в невообразимых условиях: в норах на склонах оврагов и в землянках. Сейчас склоны оврагов заняты дачными участками. Старые карьеры затоплены, недалеко от них торчат как гнилые зубцы остатки чудовищных каменных стен бараков бывшего лагеря. На искитимском кладбище 30 октября 1994 г. в день памяти жертв политических репрессий установлен памятник – «Поклонный крест». Крест высотой 2 м 20 см отлит из ковкого чугуна. Размах средней крестовины – 1 м. С фасадной части постамента на мраморной плите надпись: «Жертвам политических репрессий. Мир праху, честь имени невинно погибших». Условия жизни в лагере были ужасными. Тысячи невинных Советских граждан были истреблены «адской машиной». Люди умирали от голода, холода, болезней и издевательств окружающих. Большинство лагерей, по сути, создавалось для уничтожения народа. Не стал исключением и лагерь на территории микрорайона Ложок. Это ужасное время позор нашей страны