Пелядь, бельдюга, простипома украсят стол любого дома».
Мои немецкие друзья, приезжая в начале девяностых в Россию, всегда покупали и готовили себе рыбу, отмечая, что она такая дешёвая. У них дома рыба стоила столько же, сколько стоило и мясо. Теперь и у нас так. А тогда я только усмехался, вспоминая, что четверг - рыбный день. И вот недавно на глаза мне попалась книга Вильяма Похмелкина - бога кулинарной истории. Вот к вашему вниманию его ода нототении советскому человеку и его выбору.
«Появление с середины 50-х — в начале 60-х годов совершенно новых, ранее неизвестных населению пород морской рыбы и абсолютное неумение использовать её рационально и кулинарно грамотно, ещё более усугубило плачевную ситуацию в рыбной кулинарии… Между тем в 60-е годы по весьма низким ценам в продаже постоянно находились такие деликатесные породы рыб, как нототения (хищнически выловленная за 5-6 лет совершенно бесследно), сквама, замечательная исландская и шотландская (красная) сельдь…
Никакой просветительно-кулинарной работы с населением о том, что и как можно готовить из этой рыбы, к сожалению, не велось. И период, который мог стать началом нового расцвета русской рыбной кулинарии, прошёл даром, не оставив в бездарных, обленившихся и забывших свои национальные традиции, равнодушных ко всему массах ни малейшего следа… Какие вкуснейшие, изысканные блюда я тогда готовил! И всего за какие-то ничтожные 80 копеек или 1 руб. 15 коп.! Сейчас, в конце 90-х годов, нечто в пять раз более худшее можно получить у «Максима» или в «Метрополе» только за 100 долларов! Конечно, нототении вам не подадут и за 300 долларов.
Её нет, и я лишь во сне могу вспоминать её неповторимый вкус, ещё более нежный и душистый, чем у осетрины! А вот в 60-х годах нототению не брали, а брали (вот идиоты!) — тощего невкусного хека, только из-за того, что он по внешнему виду был похож на пресноводную рыбу, а нототения — не была. Как это было по-русски: не суть, не сущность была важна людям, а видимость! И именно эта психологическая черта русских конца XX века стала причиной всех бед страны: как мотыльки, люди не раздумывая полетели на яркий новый, ещё не проверенный «свет» «демократии» и сразу же… сгорели, причем увлекли в этот пожар всю страну. Ибо привлекло «яркое и красивое внешне», а о том, что в своей сути — это гнилое и вредное, — даже не подумали.
Так было и с морской рыбой: колючки и тёмный цвет кожи людей беспокоили, а о том, какого вкуса мясо — они и знать не хотели. Но ведь кожу и колючки сразу же выбрасывают после разделки, а мясо готовят и подают на стол. Но даже в такой простой ситуации люди не смогли разобраться, что же важнее — кожа или мясо?! Так чего же было ждать от такого народа? Как он мог разобраться в политиках? Конечно, выбирал по внешним признакам: статный рост, красивая укладка седых волос, манеры «своего мужика в доску».
А о том, что скрывается под этой укладкой волос, какова сущность этого человека, совершенно не думали. Надо ли после всего этого удивляться, что не заметили нототению?»
Пожалуй, лишь одно дополнение. Всё же рыбу популязировали. Вон там в названии статьи запомнившаяся с той поры строчка, которая вдохновила поэта-анархиста Владимира Платоненко на стихи «Ихтиологическое»:
По дну морей и рек
гулял, вздыхая громко,
какой-то старый хек
с облезлой простипомкой.
А где-то пьян и рад,
что не один — с подругой,
гулял какой-то скат
с очередной бельдюгой.
Источник здесь: http://red-sovet.su
Комментарии
Комментарий удален модератором
Надо будет летом съездить, полакомиться нототенией... :)))
если на землянке написать дворец то она им не станет так и идиотизм выдаваемый за демократию