ОТ ЯЛТЫ К МИНСКУ, ДАЛЕЕ – ВЕЗДЕ. Второй и третий «киты».

Бобер 500, Пчелка 501
    
      Второй «кит» подрастает в ходе истории. По мере того, как земное общество, государство за государством, выезжает с просёлочной дороги феодализма на автобан капитализма. Эта законоопределенность развития человечества нам не подвластна. Но уверенно играет сегодня в пользу пацифизма.
      Зрелый, мудрый Марк Твен и драчливый, задиристый Том Сойер – практически один и тот же человек. А какая разница в социальных приоритетах! Такова естественная метаморфоза человека с возрастом.
      Такая же по сути трансформация происходит с переходом человечества от ранних формаций к капиталистической.
      Право силы – суть всего нашего добуржуазного прошлого. Вся предыдущая история – сплошной калейдоскоп завоеваний. Александр Македонский, Юлий Цезарь, Фридрих Барбаросса, Тамерлан, Чингисхан, Карл XII, Петр I, Екатерина II, Наполеон. Что ни выдающаяся историческая личность, то непременно покоритель и завоеватель.
      И мощь государства выражалась, прежде всего, в силе армии. В главном инструменте приращения земель и усмирения подданных.
      Но картина резко меняется с наступлением эры капитализма.
      Если бы сегодня все страны планеты находились на этой ступени развития, полностью отпала бы потребность в военном сапоге. И невероятным это кажется только на первый взгляд.
      Во-первых, буржуазной формации незачем силой неволить людей труда. Приковывать их к галерам или земле. В дело вступает экономическое принуждение. «В мире есть царь: этот царь беспощаден…». Теперь человек сам ищет трудовое ярмо на собственную шею, чтобы протянуть от получки до получки. А потом – от пенсии до пенсии.
      Во-вторых, суть и историческая миссия капитализма в неудержимом росте производительности труда. Неумолимый закон формации требует свободы. Свободы перетекания «святой троицы» – капитала, товаров-услуг и рабочей силы. С арены беспощадно убирается все, что этому препятствует. Таможни, границы, национальные барьеры, войны. «Деньги любят тишину». Евросоюз – это эмбрион будущего нашей планеты. Франция уже никогда не будет воевать с Германией, а Рим с Лондоном. Они уже во второй фазе капитализма, где артиллерийское противостояние навсегда заменяется экономической и политической интеграцией внутри региона.
      Высшая точка такой интеграции – единое всемирное государство. Естественно, без какой бы то ни было армии.
      Вторым китом, а точнее – китенком, стало послевоенное превращение Западной Европы из вечного источника конфликтов, раздора и войн в одно промышленно-политическое объединение – Евросоюз.
      И, наконец, «кит» третий возвращает нас в Ялту. Как известно, у любой конференции, тем более саммита, есть две стороны. Официальная. И не очень.
      Здесь не грех вспомнить анекдот. Лесное зверье садится играть в карты. Чур, по-честному! А если кто-то станет мухлевать, будем больно бить картами по этой хитрой рыжей морде!
      В 1945-м наши «три богатыря» вне протокола договорились о том, что через 30 лет станет генеральным принципом Хельсинского соглашения по безопасности в Европе. Отойдя от дипязыка, скажем просто: «На чужой каравай рот не разевай!». Или, по-ялтински: каждый остается в пределах своей зоны влиянии, не вторгаясь в зоны партнеров. И Рузвельт с Черчиллем дружно посмотрели на Сталина. Имея в виду «оттяпанные» им в 39-40 гг куски Румынии, Польши, Финляндии. И проглоченных скопом трех прибалтов. Сталин затянулся, пыхнул трубкой и согласно кивнул головой. Сделка века состоялась.
      Идея была блестящей. В поддержку молодой и неопытной ООН главным, неформальным, скрепом покоя на планете делается джентльменская договоренность трех гигантов – не задираться друг с другом и «не таскать из чужих карманов».
      Первым нарушил джентльменское соглашение, конечно, Сталин.
      Нет, не в Корее. Гораздо раньше. Сразу же после Ялты. Принятая на конференции «Декларация об освобожденной Европе» требовала: во всех оккупированных союзниками странах провести свободные демократические выборы. Угадайте с трех раз, как поступил советский лидер? Правильно. В Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Албании, Югославии, Восточной Германии он поставил «своих людей», включив эти государства в свою тоталитарную систему. А мощная поддержка Мао в Китае и «освобождение» Кореи только замыкали откровенно завоевательский ряд диктатора.
Нам нужен мир. И желательно весь, – усмехался в усы Сталин.
      Надо отдать должное выдержанной позиции Запада. В отношении стран Восточной Европы решили просто: «Что упало, то – пропало». Отвоевывать не пошли. Но война все-таки началась. Холодная. Словесная. Бывшие союзники теперь костерили СССР почем зря. Только что не обзывали «империей зла». «Никто не знает, что Советская Россия и ее международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем, и есть ли какие-то границы их экспансии». Это из знаменитой фултонской речи Черчилля 5 марта 1946 г. Оттуда же – и «железный занавес».
      Что делать с Москвой? Идею сформулировал в своей легендарной телеграмме из 5542 слов и.о. посла США в Союзе Джордж Кеннан-младший. За 2 недели до Фултона. «Твердая политика сдерживания русских…в любой географической точке, где они проявят признаки вмешательства». Сдерживание – экономическое, политическое, какое угодно, но не военное! «Русские войны не хотят ни в коем случае». Не хотел ее и Запад. Но свои бронепоезда стал выставлять на запасном пути по всему земному шару. В Европе такой «бронепоезд» с 1949 г называется НАТО.
      Так и пошло. «Нехорошие» русские внедряют «коммунизм» по всему миру, а «хорошие» американцы эту заразу сдерживают. И так продолжалось 20 лет. Пока не наступил год 1964-й.
      Во Вьетнаме уже 5 лет шла гражданская война. Естественно, Москва тихой сапой помогала Северу. Вашингтон тем же макаром – Югу. Линия фронта конечно была. Но северяне в обход фронта, через джунгли Лаоса и Бирмы проложили «тропу Хошимина». По ней бурным потоком пошли боевые группы «партизан» и вооружение на юг. Южный Вьетнам покрылся очагами и превратился в сплошное воспаление легких. Нервы янки не выдержали. Они едва отошли от шока, когда двумя годам раньше вдруг обнаружили советские ракеты в 90 милях от себя. Под пальмами у Кастро. И Штаты под Тонкинским предлогом бросились в открытую войну с дедушкой Хо.
      Здесь США попрали вечный принцип: «Только праведные средства ведут к праведным целям!». Через 6 лет Конгресс отменит собственную «Тонкинскую резолюцию», открывшую Дяде Сэму дверь во вьетнамский ад. Еще через 3 года придет конец и сам о й позорной войне. Участие в ней признается ошибкой. Но тот факт, что американцы использовали для своего вторжения провокацию, станет первым звонком к тому, что «Подгнило что-то в датском государстве». Что в земном лесу появилась еще одна «хитрая рыжая морда».
      Мир по Ялте и Кеннану и далее сохранялся до самых 90-х. Жуткое – ракетно-ядерное! – равновесие-противостояние. И как только Союз – в Афганистан, Штаты ему в пику – Бен Ладена. А был ли «инцидент» в Тонкинском заливе случайным эпизодом или становится для США закономерностью, обнаружилось только, когда «коммунистическая» система рассыпалась вдрызг.
      9 ноября 1989 года Берлинская стена пала. Символизируя собой падение всей системы.

      Перед нами весы. Сбалансированы гирями. Но вот с одной чаши груз полностью снят. Это распался, исчез Варшавский военный блок. Аннулировалось ли в ответ НАТО? Оно стало возрастать. Но ведь общипанная со всех сторон Россия уже сбросила с себя коросту «коммунизма». Чему противостоять? Кого сдерживать? Но Америка уже пошла вразнос. Она, а с ней и весь Запад, нарушают данное Горбачеву слово джентльменов не продвигать свой бронепоезд на Восток. Продвигают. И еще как! НАТО уже на границе с Псковской областью. В 1999 году Штаты берутся за Югославию. И от нее остаются только клочья. Без санкций ООН США бомбами «принуждается к миру» Сербию. Вот, оказывается, для чего нужно НАТО?!
      Доктрина Кеннана-младшего резко заменятся в 2001 г новой – Буша-младшего. 11.09 происходит полное несуразностей и загадок столкновение «Боингов» с небоскребами в Нью-Йорке. (Чего только стоит падение третьей незадетой высотки?) И Америка развязывает себе руки. С криком: «На нас напали международные террористы! Мы достанем их в любой точке земли!», Штаты, отпихнув в сторону ООН, врываются в Афганистан. Ага, у Хусейна-террориста ядерное и химическое оружие! И снова без разрешения Сообщества, со своими друзьями по НАТО, ами в 2003-м захватывают Ирак. Вскоре выясняется, что такого оружия у Саддама нет. Теперь нет и самого Саддама. Но янки еще восемь лет продолжали оставаться в Ираке!
      (Окончание следует)
Бобер, Пчёлка