Прилежный поиск продажных подонков.
Мадер Ю.Абвер: щит и меч Третьего рейха / Авторизованный перевод с немецкого Лаврова H.H. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 320 с. ≡ Mader, J. Hitlers Spionagegenerale sagen aus. Ein Dokumentarbericht über Aufbau, Struktur und Operation des OKW-Geheimdienstamtes Ausland / Abwehr mit einer Chronologie seiner Einsätze von 1933 bis 1944. — Berlin: Verlag der Nation, 1970. — 475 S. 1Bl. OLn. 1.Aufl.
Глава 2. Ганс Пикенброк и абвер-1
{Мадер цитирует дневниковые записи Пикенброка}
<...>
Методы вербовки
«...Периодически отделения абвера помещали в зарубежной прессе объявления о льготном кредитовании служащих государственных предприятий. Кредитные банки располагались при этом в сопредельных государствах. Например, работавшие с французскими ссудополучателями банки размещались в Бельгии, Голландии или Швейцарии (филиал абвера в Кёльне учредил один из таких банков в Нидерландах). На наши объявления откликалось множество нуждающихся в срочной ссуде. Неперспективные в разведывательном отношении лица получали отказ, а заинтересовавшие нас офицеры, унтер-офицеры и служащие военных ведомств вражеских стран приглашались на собеседование в банк, где с ними и заключались договоры кредитования с крайне низким ссудным процентом. Если в оговоренные договором сроки ссуда не возвращалась (а это происходило в подавляющем большинстве случаев), к разработке подключались наши эксперты: в обмен на продление кредита от ссудополучателей требовали некоторую конфиденциальную информацию. На первом этапе вербовку не форсировали, и наши требования могли ограничиваться, например, копиями приказов по батальону. Постепенно задания усложнялись. Результаты такой методики были отнюдь неплохими: как правило, тот, кто сделал первый шаг, продолжал сотрудничать с нами и в дальнейшем.
Так в поле зрения кёльнского филиала абвера попал живущий [63] на широкую ногу французский офицер-кавалерист. Он содержал дорогостоящую подругу, наделал массу долгов и постоянно нуждался в деньгах. В обмен на служебную информацию о его кавалерийском полке ему была обещана крупная ссуда.
Когда мы выудили из него все, представлявшее хоть маломальский интерес, выяснилось, что его долги не только не уменьшились, но еще более увеличились. Наш куратор предложил ему подать соответствующий рапорт и подготовиться к экзаменам для поступления на курсы Генерального штаба. Агент выдержал экзамен и приступил к учебе в одном из военных училищ. Благодаря этому мы получили возможность ежегодно получать секретное досье французского Генштаба «Бельгийские королевские вооруженные силы». Выяснилось, что лучшие выпускники военного училища будут отправлены в Академию Генштаба в Париже. Офицер получил приказ «трудиться изо всех сил», что и было сделано! Он был переведен в Париж и передал нам среди прочего секретный меморандум «Французские вооруженные силы». Потом началась война, и связь с ним прервалась.
Кёльнский филиал провел еще несколько удачных вербовок: так, в голландский кредитный банк обратился с просьбой о ссуде фенрих боевого корабля французского ВМФ «Жанна д'Арк» (фактически речь шла о легком учебном крейсере. — Примеч. авт.), которому явно не хватало скромного денежного довольствия на дорогую содержанку. Он без колебаний согласился сотрудничать с немецкой контрразведкой и передал всю интересующую нас информацию о «Жанне д'Арк»: радиооснащение, сигнальные и радиотелеграфные коды, вооружение и боевая подготовка экипажа, дислокация флота и намечаемые перегруппировки боевых кораблей. Моряк был крайне неосторожен в обращении с попавшими к нему в руки деньгами и быстро попал под подозрение французской контрразведки. Однако верхом легкомыслия стал его визит в Голландию с добытыми сведениями в военно-морской форме. По возвращении домой он был арестован и казнен по обвинению в государственной измене. [64]
Этот и аналогичные ему случаи окончательно убедили нас в том, что из-за опасности разоблачения нецелесообразно единовременно выдавать крупные денежные суммы завербованным агентам. Исключение было сделано только для неоднократно проверенных кадровых сотрудников абвера, задействованных в трансатлантических операциях. Разведчики, которых мы забрасывали из Португалии в Америку, получали для обеспечения необходимого по «легенде» уровня жизни в США драгоценные камни — бриллианты. Такое финансирование разведопераций абвер-1 гарантировало определенную маскировку нашим агентам и всячески приветствовалось бюджетно-финансовым управлением ОКБ, поскольку экономило вермахту валюту...»
-------------------------------------------------------------------------
Абвер вёл себя в Европке, как ЦРУ на постсоветском пространстве. Никогда об этом не задумывался.
Комментарии
Вы делаете большое дело "на ниве просвещения" посредством интернета, публикуя подобные сообщения.
Ещё раз спасибо.
А ведь действительно, странно. Ни разу мне не удавалось замутить разговор на шпионскую тему. А ведь война без разведки - как похороны с пустым гробом.