Стагфляция: стагнация и инфляция в одном флаконе
Если вы до сих пор не знали, что такое стагфляция, сейчас самое время с ней познакомиться, потому что именно в условиях стагфляции нам придётся прожить ближайшие год-два минимум. Наверное, более страшного диагноза для экономики, чем стагфляция, просто не существует, но мы и тут отличились, сейчас объясню, почему.
Стагфляция это, по сути, экономический "джек-пот наоборот". "Джек-пот" потому, что представляет собой сочетание стагнации экономики (падения ВВП) и роста инфляции. "Наоборот" — так как выигрышем в этой ситуации даже и не пахнет.
И инфляция, и замедление экономического роста неприятны, но по отдельности с ними можно бороться. В очень упрощённом виде это делается так: когда рост экономики замедляется, можно поддать газку, увеличив денежную массу. Для этого у государства есть несколько основных инструментов — госрасходы, налоги и ставка рефинансирования (у нас она теперь называется "ключевой ставкой").
Чтобы денежная масса увеличилась, нужно увеличивать госрасходы (организовать какую-нибудь грандиозную стройку, например), снижать налоги (чтобы населению было на что покупать товары и услуги) и снижать ставку рефинансирования (чтобы население и компании могли взять больше кредитов).
Увеличение денежной массы в нормальной ситуации вызывает рост спроса на товары и услуги, увеличивается их производство, экономика растёт. Правда, у всего этого есть неприятный побочный эффект — из-за возросшего совокупного спроса поднимаются цены, то есть растёт инфляция.
Чтобы снизить инфляцию, нужно делать всё наоборот: уменьшить денежную массу, то есть снизить госрасходы, повысить налоги и поднять ставку рефинансирования. Получается прямая зависимость: стимулируем экономический рост — получаем инфляцию; снижаем инфляцию — теряем экономический рост. Экономикой можно было управлять, как автомобилем: нажал на газ — он поехал быстрее, отпустил — начал замедляться.
До конца 60-х примерно так всё и было. Экономисты радовались, как дети — всё было у них под контролем. А потом грянуло, как гром среди ясного неба: в 1970 году в США получили всё вместе — рекордные показатели инфляции, падение экономики, всплеск безработицы и прочие малоприятные вещи. Это был первый случай стагфляции в мировой экономике.
Позже такое повторялось не раз как в США, так и в Европе, а с 1991 по 1996 годы и в России. У нас всё прошло с размахом — всего за несколько лет цены выросли в десятки раз, а ВВП упал примерно в 3 раза.
Самое неприятное в стагфляции то, что любое поспешное действие правительства только ухудшает ситуацию. Увеличиваешь денежную массу — растёт инфляция, а производство не поднимается. Поднимаешь ставки по кредитам — производство и вовсе ложится, а цены продолжают упрямо ползти вверх. Продолжая аналогию с автомобилем — при нажатии педали газа автомобиль начинает чихать, дымить и неприятно вибрировать, но быстрее не едет. А если газ отпустить, то и вовсе глохнет.
Очевидно, что с автомобилем что-то не так, он неисправен и его нужно срочно чинить, пока он не развалился на части. В основном, проблемы с нашим условным автомобилем бывают двух типов:
— кто-то ковырялся в двигателе и всё испортил;
— в бензобаке некачественное топливо или его там вовсе нет.
В переводе на экономический язык это означает, что:
— правительство увлеклось "регулированием" экономики и создало для бизнеса невыносимые условия, вводя бессчётные лицензии, сертификаты, проверки, ограничения, контролирующие органы, поборы налоги и так далее;
— что-то случилось с критически важным для экономики страны сырьём, например, упали цены на единственный экспортируемый товар.
Появление стагфляции, как явления, в значительной мере связано с возросшей мобильностью капитала и международной интеграцией. Накачивать экономику деньгами, например, становится сложнее, капитал легко уходит из страны в более инвестиционно-привлекательные регионы.
Но вернёмся к нашей ситуации. В самом начале я написал, что мы и тут отличились. Так оно и есть, потому что мы ухитрились не просто собрать две из двух возможных причин стагфляции, а ещё и добавить сверху! Шокового падения цен на нефть и плачевного состояния экономики, придавленной чудовищной коррупцией и сумасшедшим законодательством нам показалось недостаточно, и мы (точнее, наше правительство) присовокупили к этому:
— санкции (ограничивающие доступную денежную массу);
— продуктовые контрсанкции (разгоняющие инфляцию);
— резкое повышение ключевой ставки (ограничивающее денежную массу).
Кроме этого, правительство планирует в 2015 году залить в экономику полтора триллиона рублей (увеличить денежную массу), увеличить налогооблагаемую базу (ограничить денежную массу), а заодно зафиксировать цены на ряд продуктов, переложив тяжесть инфляции с потребителей на производителей.
Фактически, они одновременно жмут и на газ и на тормоз, одновременно лихорадочно нажимая на все кнопки в кабине, до которых могут дотянуться. О чём это говорит? О панике и полном непонимании механизмов работы системы, которой они (по идее) должны управлять.
Настолько жалко выглядит только гламурная киса, у которой сломалась машина, купленная на деньги богатого папика. Ещё минуту назад она с презрением взирала из-за руля на пешеходов-нищебродов, а сейчас беспомощно смотрит под открытый капот, где из всех агрегатов узнаёт только бачок омывателя. Кстати, учтите — в роли папика сейчас выступаем все мы, и всё веселье происходит за наш с вами счёт.
А теперь о грустном. Вы, разумеется, догадываетесь, что происходит с автомобилем в подобной ситуации. В лучшем случае он просто встаёт колом, в худшем — вылетает с трассы и катится в кювет. Для нас это означает:
— ускорение роста цен;
— падение объемов промышленного производства;
— массовое банкротство компаний и рост безработицы;
— падение реальных доходов населения;
— девальвацию рубля.
Собственно, повторяется история 1991 года, только (надеюсь) в намного меньших масштабах. Что может спасти ситуацию? Есть два сценария: фантастический и реалистичный.
Реалистичный: Саудовская Аравия внезапно прекращает добычу нефти и переходит исключительно на выращивание верблюдов. Цены на нефть начинают расти, за считанные дни доходят до 120 долларов за баррель и продолжают стремиться ввысь. До следующего падения цен мы — на коне.
Фантастический: к власти приходит новое правительство, добивается отмены санкций, снижает налоговую нагрузку на бизнес и ключевую ставку, перенаправляет бюджетные средства с финансирования ВПК на инфраструктурные проекты (например, субсидирование мелиорации земель сельхозназначения), снижает уровень госрегулирования и коррупции, существенно улучшает инвестиционный климат, грамотными действиями на валютном рынке поддерживает стабильность рубля.
Как будут в действительности развиваться события — покажет время, а пока будем верить в чудеса.
Комментарии
Богатство страны не обязательно строится на собственных природных ресурсах, оно достижимо даже при их полном отсутствии. Самым главным ресурсом является человек. Государству лишь нужно создать основу для расцвета таланта людей.
Но вот именно таких условий государство и не удосужилось создать, а без поддержки граждан никакие новации власти работать не будут.
Ф.Э. Дзержинский. Из предсмертной речи, 20 июля 1926г.
В полной мере это можно отнести и к нашему времени. К сожалению история ничему не научила.