Сравнительная старость

На модерации Отложенный

Старость - вещь относительня. Я - семидесятилетний не чувствую себя старым по сравнению с Владимиром Зельдиным, 10 февраля отметившим свой 100-й (!) день рождения.

А по сути и не скажешь, что он старый: артист до сих пор выходит на сцену театра и ведет активную жизнь, являясь мировым феноменом, занесенным в Книгу рекордов Гиннесса. Он пережил на себе войну и революцию, увидев своими глазами небывалый прогресс — такое трудно пережить даже психологически, не говоря уже о физическом здоровье.

TER собрал цитаты и мысли сегодняшнего именинника, чтобы читатели нашли среди них ответ на вопрос: а что такое старость?

Старость — это…

… искренность. И естественность. И полное отсутствие позы.

… когда многое кажется просто, но не потому, что старики «склонны все упрощать»: разнообразие жизни им хочется свести к элементарным вещам, а «просто» потому, что в жизни действительно очень многое просто и ясно — надо только однажды отделить себя от суеты.

… когда живешь, как тебе удобно, и общаешься с теми, кто тебе приятен, и этот «подарок» уже тоже можешь себе позволить.

    … когда ясно понимаешь, что есть в жизни нечто незыблемое — как, впрочем, и совершенно типичное, и невероятно банальное. Хотя, если об этом говоришь вслух, кажешься окружающим занудой

…. когда мало соблазнов. Не потому, что «сил нет» или «желаний мало», а потому, что стоящих желаний и ослепительных соблазнов в мире на самом деле немного — лучше сосредоточиться на чем-то одном-единственном.

… когда вдруг понимаешь, как далеко вперед ты удрал. Ты рассказываешь о том, что было вчера, а в ответ тебе недоумение: «Вы все про каких-то допотопных».

Не верят, глупенькие, что это было, что потрясало.

Почувствовать себя на старости лет Березовским? Не дай Бог! Как прошла жизнь, так и прошла, и не вздумайте в старости жалеть о несбывшемся. Как говорит мой «человек из Ламанчи», «не важно, будешь ли ты победителем или побежденным— каждый должен исполнять свой обет».

Я часто просил и брал для других, а для себя было стыдно: что скажут люди? — жили ведь рядом те, у кого не было и доли того, что имел я

Я по-прежнему работаю, сидя на кухне, хотя всю жизнь мечтал о кабинете — просторном, уставленном книжными полками, с диваном и большим письменным столом, с картинами и фотографиями на стенах. Я по-прежнему работаю ночью, когда моя семья засыпает. Ночь — самое хорошее время: тихо, спокойно.

Даже сейчас, когда я спрашиваю жену: «Что тебе на день рождения подарить?», она шутит: «Третью комнату — я сделаю тебе такой кабинет, из которого ты и выходить не захочешь!». Недавно я мог поменять свою квартиру а большую, трехкомнатную, на своем этаже, но уже не хочу — здесь были такие люди, эти стены такие хранят воспоминания.

Старость — время, когда ты способен остро осознать, что же такое счастье.

Я выхожу на сцену, все еще выхожу, все еще хочу выходить, и зритель очень доброжелательно и хорошо меня принимает: для меня это самое дорогое.

Старость — это то, чего не надо бояться.

Теперь, когда его благодарят за очередную работу, актер говорит: «Спасибо, желайте новых», а если одного лишь здоровья желают, шутит: «Ну, знаете ли, на «Титанике» все вроде были здоровы…».

Старость — это на самом деле счастье.