Мирный атом против ядерного шантажа

На модерации Отложенный

Мало кто в мире обратил внимание, что наша страна совершила прорыв в энергетике, создав вечные ядерные реакторы

Россия сохраняет приверженность нераспространению военных ядерных технологий, однако выступает за то, чтобы все страны имели равный доступ к благам мирного атома, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с гендиректором Международного агентства по атомной энергии Рафаэлем Гросси.

«Мы всегда выступали за то, чтобы все государства имели равный доступ к благам мирного атома. И при этом считаем, считали раньше и сейчас, наша позиция заключается в том, что нужно все делать, чтобы ограничивать распространение военных ядерных технологий», — отметил он.

При этом, Россия, по словам Путина, констатирует опасную излишнюю политизацию атомной деятельности и призывает к снижению такой риторики.

Заявление российского лидера звучит особенно актуально на фоне того, как Запад впадает в ядерную милитаристскую истерию, используя ее для шантажа, в котором пытается обвинить нашу страну. При этом, Россия никогда не давала повода обвинить ее в намерениях военного использования атома, зато регулярно дает миру достижения в отрасли атома мирного.

Так, за громом пушек (пока, слава богу, не атомных) и словесных баталий на различных международных площадках, наверное, немногие обратили внимание на малоприметную новость из мира науки. По информации портала «Атомная энергия», энергоблок №4 Белоярской АЭС с реактором БН-800 еще 22 сентября 2022 года был впервые выведен на 100% уровень мощности при полной загрузке активной зоны МОКС-топливом. Как сообщают эксперты, реактор успешно прошел стадию технологического перехода на инновационное топливо, и готов нести полную нагрузку.

По словам директора Белоярской АЭС Ивана Сидорова, по условиям действия лицензии после окончания планового ремонта и перезагрузки топлива энергоблок №4 должен был проработать в течение 300 часов на уровне мощности 85% от номинальной.

«Этот период работы реактор прошел без каких-либо замечаний, все нейтронно-физические характеристики активной зоны находятся в пределах нормы. Это значит, что инновационное топливо работает правильно, и энергоблок готов надёжно, безопасно и в полном объеме вырабатывать электрическую и тепловую энергию», — пояснил атомщик.

Портал рассказывает, что по итогам очередной перегрузки ядерного топлива, которая проходила в июне-сентябре 2022 года, вся активная зона БН-800 впервые была полностью переведена на уран-плутониевое МОКС-топливо. Его использование приближает российскую атомную отрасль к новой технологической платформе на основе замкнутого ядерно-топливного цикла, что в десятки раз увеличит топливную базу атомной энергетики и минимизирует отходы производства.

По сути, уверены эксперты, речь идет о создании вечных ядерных реакторов. Стало возможным повторное использование облученного ядерного топлива других АЭС — после того, как оно пройдет соответствующую переработку.

«Топливо вторично перерабатывается и используется. Пример атома на благо человечества, который сегодня особенно контрастирует с призывами наносить превентивные ядерные удары посреди Европы и радостью от взорванных мостов с мирными людьми. Успешное испытание такого реактора означает почти безотходную ядерную энергетику с доступом к урану 238 (в отличие от классической на уране 235), которого хватит на миллионы лет», — пишет Telegram-канал «Сыны Монархии».

Автор сообщения отмечает, что использование МОКС-топлива приближает российскую атомную отрасль к новой технологической платформе на основе замкнутого ядерно-топливного цикла, что в десятки раз увеличит топливную базу атомной энергетики и минимизирует отходы производства.

Если все действительно так, то технические вопросы энергетики человечество решило на обозримое будущее. И произошло это у нас на Урале. Без преувеличений прорыв, который, как ни странно, почему-то не пиарился и не транслировался на всю страну, утверждает автор.

Как отмечают в Ростатоме, в отрасли действительно идут споры о том, какая конфигурация российской атомной энергетики наиболее безопасна и экономична: нужны ли тепловые реакторы, если появятся быстрые, или надо строить один быстрый реактор на несколько тепловых, какие быстрые строить и прочее. Однако, специалисты сходятся во мнении, что опыт Белоярской АЭС при любом раскладе даст ответы на некоторые вопросы и приблизит создание технологической платформы на основе замкнутого ядерного топливного цикла. Таким образом, уральский рекорд поможет не только России, но и всей планете.

Подобные разработки, напоминает «Царьград», велись и в других странах, но успеха никто не добился. Еще в 1970-е годы на МОКС-топливе заработал французский реактор «Феникс», однако он был остановлен из-за нескольких инцидентов, связанных с падения реактивности.

Не пошло дело и в Японии — там тоже реактор останавливали из-за аварии, ремонтировали, потом все повторялось. В Великобритании реактор так и не вышел на проектную мощность, в итоге через несколько лет его также остановили. В США от строительства производства МОКС-топлива отказались в 2018 году по ряду причин технологического и организационного характера.

Может, проблема в том, что власти этих стран не особо и стремились к освоению мирного атома, который служил бы целям улучшения качества жизни всего человечества, а не для удовлетворения потребностей «золотого миллиарда», в том числе, в диктовке своей воле остальному населению планеты.

Каким образом те же американцы привыкли диктовать свою волю другим, мы все очень хорошо помним. Начнем с того, что США — первая и единственная в истории страна, применившая атомное оружие в далеком 1945-м. И ведь большинство экспертов сходятся во мнении, что в этом не было ни малейшей военной необходимости, что Япония и так была бы побеждена, может, разве что, на пару месяцев позже. Ну, может, тогда еще не знали, не понимали, потенциальных масштабов разрушений?

Мало кто сомневается, что это была акция устрашения, мессидж, как бы сказали сейчас. Мессидж, кстати, нашей стране, которую американцы планировали также бомбить. И это уж не была акция устрашения, а план по уничтожению. Уже в 1948-м году они задумывали нанесение удара по 20 советским городам с использованием 50 бомб, из которых восемь предназначалось Москве, семь — Ленинграду. А в 1949-м появился план использования против нашей страны 300 бомб! Надо ли пояснять, что в случае реализации этого плана число жертв составляло бы не сотни тысяч человек, как в Хиросиме и Нагасаки, а десятки миллионов. И оправдаться незнанием и непониманием последствий тут было бы уже невозможно. Предотвратил этот план вовсе е приступ человеколюбия и гуманизма у американского военно-политического руководства, а страх неминуемого ответа, после того, как у нас появилось свое атомное оружие, отсутствие даже теоретической возможности нанесения безвозмездного удара в спину.

Может, за прошедшие годы они поумнели? Стали больше ценить человеческую жизнь? Полностью отказались от использования ОМП для решения своих политических задач?

Едва ли. Да, ядерные бомбы они больше не кидали. Зато использовали боеприпасы с обедненным ураном, которые, по их утверждению, оружием массового поражения не являются. Между тем, многие ученые уверены, что обедненный уран радиоактивен и поэтому является причиной серьёзных проблем со здоровьем, что применение этих боеприпасов является причиной роста уровня заболеваемости раком жителей тех регионов, где такие боеприпасы применялись.

В частности, в Югославии американцы применяли ракеты «Томагавк», в боевой части которых содержалось примерно три килограмма урана. Всего по Сербии и Черногории было нанесено около 2300 ракетно-бомбовых ударов. В Ираке было выпущено до миллиона снарядов калибром 30 мм и почти пятнадцать тысяч снарядов из танковых пушек. Всего, по оценкам специалистов, в этой стране было использовано от 275 до 300 тонн обеднённого урана.

В результате в Сербии сегодня онкологические заболевания выявляются каждый год у сотен детей. Такая же ситуация в Ираке. В обеих странах до прихода американцев ничего подобного не было.

Несмотря на то, что различные международные организации не первый год пытаются запретить использование этих боеприпасов, Вашингтон неизменно голосует против и продолжает совершенствовать свое вооружение.

Однако сегодня в США всерьез заговорили о возможности применения уже не обедненного урана в боеприпасах, а обогащенного — т.е. полноценного атомного оружия.

Считаю нужным еще раз обратиться к словам Путина, сказанным Гросси:

«Мы видим, что сегодня наблюдаются элементы излишней опасной политизации всего, что связано с атомной деятельностью. Мы очень рассчитываем на то, что и при ваших усилиях нам удастся риторику на этот счет снижать, приводить в нормальное состояние эту сферу нашей деятельности, сотрудничества, несмотря на все турбулентности и сложные процессы, которые происходят на мировой арене».

Удастся ли? Пока мы занимаемся исследованиями в области мирного атома, которые могут стать прорывными для всего человечества, американцы спорят о применении ЯО — для нас же этот вопрос вообще неактуален. Для нас актуально — как создать прорывные технологии для улучшения качества жизни, а для них — как ее проще отнимать.

«Мы приняли этические нормы, общие для варваров темных веков», — писал в 1945-м году адмирал Уильям Лихи, возглавлявший объединенную группу начальников штабов США и Великобритании, описывая новую реальность, возникшую после Хиросимы и Нагасаки.

Изменилось ли что-то с тех пор? Сомнительно…

Дмитрий Родионов