В 1942-43 годах на территории Идрицкого района Калининской области существовала Республика Россоно. Её лидеры – Мартыновский, Либих и Грязнов, провозглашали простую идеологию - за русский социализм без большевиков и немецких оккупантов.
Пока значительная часть документов в российских архивах – в первую очередь в Минобороны и ФСБ – закрыта, приходится по крупицам собирать информацию о самых неоднозначных событиях отечественной истории. В числе таких событий – создание и организация русского местного самоуправления во время советско-германской войны и проявление в этот период в теории и на практике «третьего пути», политических новообразований на территориях, отвергавших как внешнюю оккупационную власть немцев, так и внутреннюю, по сути, оккупационную большевистско-коммунистическую власть.
О Россоно мы знаем почти только из скудных описаний участника Первой Гражданской войны, а затем, в годы Второй мировой – сотрудника немецкой военной разведки Дмитрия Карова.
Каров говорит, что идеологически и политически Россоно оформилась к апрелю-маю 1942 года. Её основу составили несколько групп. Первая (она же – политический костяк республики) – русские люди из этой местности, Калининской (ныне Тверской), Псковской областей и даже восточной части Латвии (Латгаллии), в то время в основном населённой старообрядцами и вообще русскими. Вторая часть – окруженцы Красной Армии, отсиживавшиеся в лесах. Третья часть – бывшие советские партизаны, перешедшие на сторону республики.
Для начала надо себе представить местность, где была Республика Россоно. Это Идрицкий и Бежаницкий районы Калининской области. До 75% населения здесь составляли крестьяне. Значительная часть 25% горожан тоже была связана с сельским хозяйством – как минимум половина их рациона приходилась на то, что было выращено в подсобных хозяйствах и на огородах.
Натуральный налог при немцах был не выше, денежный даже меньше (в СССР крестьянский двор тогда платил в среднем 370 рублей в год). Но тут важнее напомнить, что в СССР крестьяне ещё и трудились в колхозах за весьма умеренную плату (т.н. «трудодни»), а на оккупированных территориях уже 15 февраля 1942 года крестьянам было объявлено о возможности добровольного выхода из колхозов и о распределении земли. Т.е. налоги при немцах в натуральном выражении были примерно такими же, как при советской власти, но для их отработки нужно было затрачивать меньше рабочего времени.
В собственность можно было получить (в зависимости от местности) от 0,8 до 3 га. В Калининской области эти наделы были 2-3 га на двор, без учёта численности крестьянской семьи. Остальная земля (бывшего колхоза) объявлялась общинной.
Движение местных крестьян возглавили землемер Николай (Карл) Либих (Либик), латыш по национальности, и начальник отряда местной самообороны города Идрица Степан Грязнов.

Позднее третьим в руководящем составе Россоно стал Андрей Мартыновский - бывший учитель рисования в Калинине (ныне Тверь).
Либих и Грязнов и Мартыновский начали свою деятельность по организации и созданию местного самоуправления в западной части от Идрицы, в местности, в которой были разбросаны около двадцати небольших деревень (деревни Забелье, Брашкин Бор, Горюшино, Воротилки, Ключки, Черново, Кузьмино, Руданы, Назаровка и др.)
На этих землях и была основана Республика Россоно (Россоно – по одноимённому названию города, районного центра, ныне – Россоны в Витебской области Белоруссии).
Полное её название было «Свободная советская республика Россоно без немцев, Сталина и коммунистов».
Первым делом Либих-Грязнов провели в этой местности земельную реформу. На каждого члена крестьянской семьи полагалось по 2,5 га земли, таким образом, многодетные семьи могли иметь и по 15-25 га земли (включая пастбища). Натуральный налог составлял 20% от собранного урожая. Лес и водоёмы был объявлен общинной собственностью. На благо общины каждый человек старше 14 лет должен был отработать 2 дня (по 6 часов каждый) в неделю (расчистка дорог, ремонт школ и административных зданий и т.п.) Каждой деревней управлял Совет, число членов которого определялось из расчёта 1 депутат от 10 совершеннолетних граждан республики. Председателем Советов был избран Либих, председателем Генеральной Хозяйственной части (аналог кабинета министров) – Грязнов.
Каров вспоминал, что идеология Либиха-Грязнова была соткана из идей социализма, русского национализма и отчасти православия.
К началу 1943 года отряды Либиха-Грязнова насчитывали до 1 тысяч бойцов самообороны республики, всего же территории под их управлением жили до 15 тысяч человек. Зимой 1942/43 годов бойцы Республики Россоно начали делать налёты на городки в этой местности, а однажды им даже удалось захватить 4-вагонный интендантский поезд немцев, перевозивший продовольствие и ширпотреб для фронта (от одежды и посуды до мыла и табака). С партизанами, подчинявшимися Москве, была достигнута договорённость, что они не трогают друг друга.
В начале 1943 года немцы решили покончить с Республикой Россоно. Во время операции «Зимнее волшебство», направленной и против советских партизан, и против Россоно, проведённой в феврале-марте 1943 года, принимали участие 10 полицейских батальонов, восемь из которых были латышскими (273-й, 276-й, 282-й) а также 2-й литовский и 50-й украинский.

Во время боёв с латышско-литовско-украинскими батальонами погибли и Либих, и Грязнов. От 1 тысячи бойцов осталось 250-300 человек, которые были вынуждены уйти глубоко в леса.
Управление остатками Республики Россоно взял на себя Мартыновский. Под его контролем оставалось всего 5-7 деревень. Он начал операции против советских партизан, которые, во время операции "Зимнее волшебство" не поддержали Россоно Мартыновский рассудил, что необходимо создать экономическую базу на основе полностью независимых ни от немцев, не от коммунистов, деревень.
Однако к лету 1943 года, с приходом советских войск, этим планам не суждено было сбыться.
О дальнейшей судьбе Мартыновского ничего не известно.

В результате войны Идрицкий район понёс тяжелейшие потери, став ареной борьбы сразу множества сил (немцев, РККА, Республики Россоно, партизан-чекистов и «диких партизан», не подчинявшихся никому). В районе навсегда исчезли 430 деревень. Район на долгие годы обезлюдел, и ни в лучшие советские времена, ни в наши дни не достиг той численности населения, которую имел до войны. Общая численность населения Идрицкого и Себежского районов перед войной составляла около 92 тысяч человек. После войны, здесь оставалось 9 тысяч человек.
Комментарии
Сделать СВОЮ республику отдельно взятую!
А что рядом - наплевать!
Комментарий удален модератором