Сотрудники сгоревшей библиотеки защищают сохранившиеся книги от мародеров

Сотрудники сгоревшей библиотеки защищают сохранившиеся книги от мародеров
http://www.kp.ru/daily/26336.5/3219704/

Ценным изданиям, которые уцелели в огне, теперь угрожают воры и вода
На юге Москвы продолжается спасение библиотеки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН). Напомним, огромное здание на углу Профсоюзной улицы и Нахимовского проспекта загорелось еще вечером в позапрошлую пятницу.

В понедельник днем библиотека выглядела, как после бомбежки. Почерневшие руины до сих пор дымились - спасатели продолжали заливать водой очаги тления. На фоне новеньких многоэтажек руины библиотеки смотрелось жутко. Подходить ближе 50 метров опасно - здание может сложиться, как карточный домик. Оно продолжало сыпаться и в субботу, и в воскресенье.

 
Запах горящей бумаги в округе чувствуется до сих пор.
Фото: Александра КРЫЛОВА
 

Как сообщили в столичном управлении МЧС, площадь пожара достигала 2 тысяч квадратных метров. Жар был такой, что оплавились и рухнули перекрытия третьего, самого верхнего, этажа. Теперь вся эта многотонная масса в буквальном смысле слова лежит на книжных полках второго этажа. Точнее на том, что от них осталось.

СГОРЯТ И УТОНУТ

- Видите, у Марины перекрытия держатся, и у Татьяны держатся. А у Анны - все, - переживает женщина лет 50 в бордовом берете и стеганной куртке.

Рядом - такие же взволнованные сотрудницы ИНИОН. Говорят, само книгохранилище находится на первом этаже. Причем запирается на металлические двери - таковы требования техники пожарной безопасности.

- Мы надеемся, что основная масса книг все-таки не пострадает. Если, конечно, в пятницу эти двери закрыли, - уточняют тетушки.

 
Здание продолжало сыпаться и в субботу, и в воскресенье.
Фото: Александра КРЫЛОВА
 

На втором этаже погибшего корпуса также было книгохранилище плюс кабинеты сотрудников. Через разбитые стекла, если присмотреться, видны торцы полок с книгами. Сверху на них льются потоки воды.

А вот на третьем этаже - огромные читальные залы. Их, увы, уже не спасти.

- Судя по всему, именно там произошло возгорание, - рассказывает работница библиотеки.

- В читальных залах у нас были десятки тысяч книг - литература частично в открытом доступе, частично по предзаказам из книгохранилища. Плюс вся периодика - газеты, журналы. Пожар почти не затронул сектор с каталогами книг - он есть и в электронном виде, и в виде карточек. Это, конечно, будет счастье, если каталог удастся спасти. Но что нам каталог, если сами книги сгорят и утонут?

НАУЧНЫЙ ДОЗОР

Президент Академии наук Владимир Фортов предположил, что пострадает не больше 15% книг. На то, чтобы точнее оценить потери, могут уйти недели. Если не месяцы.

- Уже начались переговоры с реставраторами книг, в том числе с иностранными. Главное, чтобы бумагу удалось просушить. Но ведь проливают водой третьи сутки, - волнуется работница библиотеки.

Кстати, научные сотрудники ИНИОН - в основном, конечно, дамы почтенного возраста - уже организуют отряды самообороны. Точнее - отряды обороны книг от мародеров.

- Всякое может случиться. У нас, конечно, есть чоповцы, и они будут держурить. Но и наша помощь лишней не будет, - объясняют активистки.

Уже со вторника большая часть сотрудников выйдет на работу. Приютить погорельцев согласились ведущие научные учреждения города.

Между тем, говорить о разборе завалов пока рано.

- Температура на первом этаже здания в районе завалов остается очень высокой, - говорят в столичном управлении МЧС.

Что будет со сгоревшим зданием? Директор Института Юрий Пивоваров в разговоре с «Комсомолкой» уже фактически признал: обратно вернуться не удастся. Руины на Нахимовском придется разобрать.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«То, что случилось, сейчас напоминает Чернобыль»

Для науки это большая потеря, это крупнейшее в мире хранилище подобного рода, похожее, наверное, на библиотеку Конгресса, - заявил президент Российской академии наук Владимир Фортов, осмотрев закопченные развалины. - Здесь собраны материалы, которых в других местах найти невозможно, и все гуманитарные институты пользовались этой библиотекой. Внешне то, что случилось, сейчас напоминает Чернобыль.

Что сгорело в ИНИОНе?

Особую ценность представляют издания XVI — начала XX веков. Это книги на древних и современных европейских и восточных языках. Здесь же - крупнейшая в стране коллекция книг на славянских языках и единственные в России собрания документов Лиги наций, ООН, ЮНЕСКО, парламентские отчеты США, Англии, Италии XVIII-XIX вв. Весь библиотечный фонд насчитывает более 14 млн книг.