К нам обратились «Газпромбанк» и «Газпром нефть» с просьбой составить рейтинг. Работу мы уже проделали и в ближайшее время обнародуем. Скорее всего, их оценки будут неплохими.
Кроме того, также есть и другие компании, которые ведут с нами переговоры.
Я ездил в Гонконг, общался с представителями финансового управления и компаниями Гонконга. Мы рассчитываем, что они предложат хорошие услуги по эмиссии юаневых облигаций для российских компаний. Если «Газпром» успешно разместит облигации в Гонконге, то потом сможет сделать это и на рынке материкового Китая.
- Российские компании давно ведут переговоры о привлечении финансовых ресурсов в КНР, но пока кредитные линии не открыты. Облегчают ли рейтинги Dagong переговорный процесс с китайскими банками? Являются ли рейтинги Dagong обязательными при рассмотрении кредитных заявок в китайских банках?
Да, это так. Китайские банки и сами ищут хороших клиентов, включая и российских. Но они имеют смутное представление о России. При решении этой задачи китайские банки обратят внимание на рейтинг, они его признают.
- В чем отличие вашей методологии от критериев анализа кредитоспособности у S&P, Moody's и Fitch? Как вы оцениваете решение S&P снизить рейтинг России до спекулятивного уровня?
Мы считаем, что после ввода санкций понижение «тройкой» рейтинговых агентств рейтинга России является политически мотивированным. Почему их оценки, и оценка Dagong полностью противоположны? В январе этого года мы присвоили России рейтинг "А" со "стабильным" прогнозом, а они понизили. Кроме того, «тройка» также снизила рейтинги «Газпрома», российских предприятий и банков. Мне кажется, что для этих снижений не хватает предпосылок.
Давайте проанализируем. Нынешний кризис в России вызван санкциями стран Запада, а не внутренними факторами. Если посмотреть на США и страны ЕС, то их кризисы обусловлены внутренними причинами, а не внешними.
У этих стран, в отличие от России, масштаб кредитования превысил потенциал к производству благ, возник «пузырь». Этот кризис был перенесен на весь мир - путем политики количественного смягчения и включения печатного станка. За это пришлось платить всем странам.
У России иные проблемы, ее экономическое развитие протекает в нормальном русле. Разумеется, санкции влияют на Россию, но нынешний кризис в РФ отличается от США и ЕС. К сожалению, «тройка» не учла это и стала отстаивать интересы США.
Именно по причине высокой задолженности и включения печатного станка рейтинг США по версии Dagong - "А-". Россия тоже занимает, но не так много. И, в отличие от США, может вернуть свои долги.
- Где вы видите точки роста российской экономики? Как быстро может начаться восстановление?
Удары по российской экономике наносятся из-за рубежа. Поэтому многие сейчас зависит от ответной политики России. Если говорить о рынке, то его структура простая и «разворот на Восток» позволит решить эту проблему. Более важный вопрос – финансовый климат. Если России удастся на рынке Гонконга получить больше финансовой поддержки, включая банковское кредитование и участие в стратегической концепции "пояс и путь" /концепция межрегионального развития «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века», предложенная председателем КНР Си Цзиньпинем – ред./, это приведет к созданию обстановки, которая способствует развитию. Запад не сможет вмешаться. Мне кажется, что после начала реализации данных инициатив, в мире произойдут существенные изменения. Уже есть предпосылки для этих перемен.
- На каком этапе проект Universal Credit Rating Group? Стабилен ли состав участников СП: остается ли в нем не только российский RusRating, но и американская Egan-Jones Ratings?
В настоящее время мы остаемся тройкой компаний. Многие пока недостаточно четко понимают роль UCRG в мировой экономике, мы еще не добились впечатляющих результатов в реализации поставленных задач. Но я полагаю, что нам удастся выполнить задачу, поставленную на 2020 год – познакомить больше стран с UCRG и положительным влиянием агентства на экономику. Для примера возьмем Россию и Китай. Рейтинги наших стран не получают признания в мире, что отражается на финансах. Если UCRG примет участие в этом процессе, то любая структура России и Китая, а также других стран, может получить признание в мире. Поэтому я верю в потенциал UCRG, нужно только время.
- Какая у вас цель на 2020 год?
Внедрить UCRG в мировую систему рейтингов, способствовать реформе международной системе присвоения рейтингов. Наша задача – создать систему оценок, которая была бы признаваема в мире.
- Когда начнете присвоение рейтингов в России? Завершены ли переговоры с Банком России по вопросу признания рейтингов UCRG?
Мы ведем переговоры по этому вопросу. Часть нашей команды обучалась в России. Сейчас мы ведем активные переговоры с "Рус-Рейтингом" об объединении усилий на мировом рынке рейтингов.
- Как снижение цен на нефть повлияло на мировую экономику и темпы роста в Китае, в частности? Верите ли вы в то, что дешевая нефть - это навсегда?
Сейчас цены на нефть определяются спросом. А мировой экономике сейчас не хватает факторов для дальнейшего роста. Я считаю, что сейчас ситуация еще хуже, чем накануне 2008 года. Начиная с 2008 года основным локомотивом мировой экономики был Китай, который сохранял двузначные темпы роста на протяжение двух лет.
Сейчас основными потребителями по-прежнему остаются развитые страны, включая США и ЕС. Но эти страны развиваются только при наличии потребительского спроса. А основной потенциал этого потребления основывается на заимствованиях. США, ЕС и Япония увеличивают потребление за счет роста кредитования. Это – риск!
Дальше - ряд развивающихся стран в последние годы также увеличивали объем потребления за счета кредитования. Ситуация развивалась по модели - потребление благ за средства, которые будут заработаны в будущем. Поэтому я считаю, что в течение нескольких ближайших лет нам опять придется столкнуться с новым мировым финансовым кризисом. Сложно прогнозировать точное время, но все признаки налицо – рост объема задолженности, неуверенное развитие экономик США, ЕС, Китая и еще ряда развивающихся стран. Я считаю, что единственным выходом из ситуации является стратегическая концепция "пояс и путь". Она способствует росту потребления в развитых странах, разделению труда в промышленности, а также развитию сектора финансовых услуг в интернете.
- Как вы оцениваете вероятность реструктуризации госдолга Украины?
Я полагаю, что у Украины недостаточно потенциала для самостоятельного возврата долга. Заимствования делались с учетом политических тенденций, в условиях экономической нестабильности внутри страны. Политическая ситуация в стране, положение дел в обществе и война негативным образом влияют на экономику, а это, в свою очередь, на способность выплатить долги. Поэтому положение дел на Украине вызывает у нас обеспокоенность. Чем все это закончится? Хороший вопрос. Мы полагаем, что в краткосрочной перспективе политическое воздействие на экономику вряд ли удастся упразднить.
- Насколько велик масштаб влияния антироссийских санкций на глобальную экономику? Видите ли вы угрозу рецессии в Евросоюзе?
У меня пока нет точных данных, но это отразится на европейской экономике. Что касается угрозы рецессии в ЕС, то сейчас все боятся экономического спада. По этой причине Центробанк ЕС увеличивает ликвидность, чтобы не допустить рецессии. Но это не позволяет лопнуть «пузырю», а следовательно лишает возможности экономического роста. Кризис не прошел, положение дел продолжает ухудшаться. Если ЕС прибегнет к мерам, сопоставимым с количественным смягчением в США, то это не позволит решить проблему высокого уровня задолженности.
Комментарии