Четверг - день тяжелый

На модерации Отложенный

 

Традиционно самым тяжелым днем недели считается понедельник, но, похоже, в этом году все может быть несколько иначе. С начала 2015 года четверг, наверное, стал самым значимым днем недели. Особенно для Европы. Национальный банк Швейцарии в четверг 15 января разорвал привязку национальной валюты к евро, что вызвало волну потрясений на глобальных мировых рынках, включая несколько довольно громких банкротств. Центральный банк Дании в четверг 22 января объявил об отрицательных ставках по депозитам, опустив их до -0,35% годовых и превратив процесс сбережений в довольно затратное мероприятие. Однако никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Буквально через неделю, 29 января и тоже в четверг, эта отрицательная ставка была вновь понижена датским ЦБ до отметки -0,5% годовых. В итоге население Европы должно платить за свои средства, находящиеся на счетах в банках все больше и больше. И это при том, что состояние самой европейской, как впрочем и всей мировой финансовой системы в целом, у всех людей, обладающих элементарным здравым смыслом, вызывает все больше опасений.

Ситуация становится все более парадоксальной. С одной стороны, правительства всеми силами стараются загнать население, чтобы оно держало все свои средства в банках и рассчитывалось исключительно безналичным путем, поскольку это позволяет обеспечить тотальный финансовый контроль властей над ним. С другой, отрицательные процентные ставки по банковским депозитам являются весомым и действенным средством, чтобы то же самое население снимало наличность со своих банковских счетов и хранило ее «под матрасами». Складывается ощущение, что кое-кому наверху хочется всего и сразу, но… схема не работает. Зачем класть свои средства в банк и терять при этом 0,5%, когда они могут спокойно лежать дома под 0%. Но и это не все.

В таких условиях возникает большой вопрос о том, в чем именно имеет смысл держать имеющиеся средства.
У бумажной наличности помимо возможности немедленно рассчитаться за товары или услуги в случае необходимости есть и целый ряд минусов. Нравится это кому-то или нет, но ее покупательная способность неизбежно снижается относительно реальных товаров. Другим минусом являются разнообразные риски вроде валютных реформ и возможных замен одних банкнот на другие, в результате которых для их владельцев могут возникать различные финансовые потери, либо те или иные законодательные ограничения, ограничивающие использование наличных средств при расчетах. С учетом этих моментов складывается ситуация, когда более выгодным становится хранение сбережений не в бумажной валюте, а в драгоценных металлах, исторически выполнявших роль денег. Хотя они также не приносят каких-либо процентов при хранении и чуть менее ликвидны на текущий момент по сравнению с бумажной валютой, но у них нет всех остальных рисков, присущих бумажной валюте. Проще говоря, качество этих денег принципиально выше, чем у бумаги.

Идея власть предержащих загнать свободные средства на фондовые рынки вполне понятна, но результат вместо этого может оказаться не вполне ими ожидаемым. Конечно, всегда существует риск, что в отдельных странах может быть введен запрет на владение золотом, но это лишь дополнительно повысит его ценность как внутри данной конкретной страны, так и за ее пределами.

Да, кстати. Говоря о фондовых рынках и четверге, стоит отметить, что в четверг 29 января Чикагская биржа металлов объявила о повышении на 11% резервных требований на проведение сделок с серебром, что привело к заметному падению цены на него. Эффект от этой меры скорее всего может оказаться довольно краткосрочным, но, как говорится, борьба власти против драгоценных металлов продолжается.

Исходя же из уже имевших место событий, по четвергам в этом году стоит быть особенно настороже.
Александр Лежава.