Мысленные зарисовки как система обогащения ситуативной памяти.

(из "Ясноживущие")

Как это ни странно, но ситуационно жизнь отдельного человека гораздо богаче, чем вся совокупность ситуаций, описанных в художественной литературе. Помимо того, что количество сюжетов в литературе ограничено, по большей части (исключая отдельные виды и жанры) художественная литература учит не оценке ситуации, а функционалу поведения в типичных ситуациях. Поведенческие установки социальны, а не индивидуальны по своей природе.

Понял это я довольно рано. Мне было лет десять, когда я обнаружил, что постоянно быстро и безвозвратно забываю многие очень интересные ситуации, в которые периодически попадал. Ненадолго сохранялось чувство потери чего-то важного, но потом и это забывалось. Прошлое превращалось в отдельные, спонтанно возникающие в сознании образы, без присущей нормальной жизни полноты ощущений, многогранности восприятия возможных перспектив, что, в общем-то, и отличает ситуационный анализ действительности каждого человека в каждое сознательное мгновение его жизни.

Как только я это понял, так сразу же и возникло желание не упустить "мгновение", сохранить - ведь иначе жизнь обесценивается, огрубляется. Для того, чтобы не разбазаривать свою жизнь, я решил с того момента все ситуации, которые почувствую значимыми, специально тщательно запоминать. И не после их окончания (как в дневниках), не по прошествии времени, а прямо непосредственно во время их проживания, походу.

Тут же встал вопрос о том, что я еще не забыл из прошлого.

Пришлось заняться и этими образами, зафиксировав хотя бы то, что помнилось, в детальных мысленных зарисовках. И тут оказалось, что помнилось очень многое. Я сидел и часами заново переживал все, что когда-то задело меня, всколыхнуло чувства, обидело, восхитило, унизило, научило...

Оказалось, что целенаправленное запоминание своей жизни очень эффективно. По прошествии многих лет, я совершенно отчетливо и очень ярко вижу многие эпизоды моей жизни в 2, 3, 4 года. То, что обычные люди безвозвратно забыли, я помню в деталях. А детали и есть суть ситуационного анализа. Детали позволяют найти новые, неожиданные подходы при решении сложнейших задач.

Более того, сама привычка фиксировать детали и придавать им значимость, позволяет уйти от стандарта и победить там, где другим это кажется немыслимым. Имея банк, библиотеку, каталог жизненных ситуаций (по образному выражению Джека Лондона "кусков жизни"), можно значительно уменьшить возможность ошибки при прогнозировании перспектив изучаемого процесса. Имеется ввиду то, что "обоснованная теория" рассматривает как закрытие лакун в исторической линии.

Я собирал свою библиотеку "кусков жизни" пятьдесят лет. Когда мне говорят, что не понимают, откуда, в каждом аналитическом отчете, находятся яркие звездочки, делающие его абсолютно доказательным и заслуживающим доверия, я ссылаюсь на свою "личную библиотеку".

Так проще и понятнее. Да и будет, что вспомнить в старости.