«Помнить, нельзя повторить»

Жертвам Холокоста: «Помнить, нельзя повторить»...

22 января 2015

С 20 по 27 января сего года в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе (где я имею честь работать экскурсоводом) проходят представления и театрализованные перфомансы, посвящённые жертвам Холокоста. Памятные мероприятия под общим названием «Помнить нельзя повторить» (именно так – без знаков препинания) приурочены к 70-летию освобождения концентрационного лагеря Аушвиц (Освенцим) частями Красной армии.

Действо, разворачивающееся в различных залах огромного музея, имеет трёхчастную структуру. В начале зрители, ведомые рассказчиком, посредством красочных мизансцен знакомятся с различными этапами Катастрофы европейского еврейства – от насаждения в Германии расисткой идеологии до её реализации на практике. В ходе этой интерактивной «экскурсии» посетители музея окажутся на уроке расовой теории в немецкой школе, в самом центре еврейского погрома, им также могут предложить самим спрятаться посреди декораций во время облавы в гетто. Ретроспектива Холокоста заканчивается в Зале памяти и скорби, где каждый желающий может вслух, под живую музыку, зачитать имена погибших – несколько десятков фамилий из многих миллионов жертв нацистских убийц. Там же находятся стенды с личными вещами людей, отправленных в лагеря смерти. Подойдя к какому-либо предмету и прислонив ухо, можно услышать чью-то персональную историю.

Во второй части мероприятия зрители поднимаются на военно-историческую экспозицию, где прямо среди экспонатов музея артисты московских театров разыгрывают короткие спектакли. Вчера это был очень сильный отрывок «Правосудие» из пьесы Бертольда Брехта «Страх и нищета в Третьей Империи», сегодня – фрагмент под названием «Жена-еврейка» из того же произведения. Каждый день – новые постановки, поэтому прийти в ЦМ ВОВ стоит не один раз. 

Заканчивается мероприятие в самом сердце музея – Зале славы, где в память о погибших играет камерный оркестр. После концерта оставшимся предоставляется возможность почтить память всех пострадавших и погибших в годы Холокоста.  

Ниже – афиша на последующие дни и мои фотографии.

В гостях у деревенского еврея. Скоро тишину пронзят грохот и крики.

Двое выживших в Хрустальную ночь. Во время инсценировки знаменитого погрома (9-10 ноября 1938 года) нацистские боевики и их жертвы, под оглушительный звон разбитых витрин, мечутся прямо среди зрителей.

Сцена вгоняет в ступор – я сумел сделать лишь один кадр, когда всё уже закончилось.

«Если бы я не убивал, убили бы меня», – оправдывается этот растерянный солдат Вермахта. 

Начинается облава – зрители плотно сбиваются в импровизированное укрытие. Внутри темно и тесно, слышны настойчивые стуки в дверь и топот сапог.

 

Мы словно смотрим друг на друга.

Вещи сами рассказывают о своих бывших владельцах.

Святая святых нашего музея – Зал памяти и скорби. К потолку этого зала подвешены 2 миллиона 600 тысяч цепочек в память о более чем 26 миллионах советских граждан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Цепочки увенчаны хрусталиками, символизирующими слёзы по павшим. В глубине зала – Мать, которая скорбит по своему сыну. Специально для Недели памяти жертв Холокоста в зале установлены силуэты евреев, уничтоженных гитлеровцами.

 

Всякий может подойти к белой трибуне и зачитать имена.

 

В это время звучит пронзительная музыка.

 

«Жена-еврейка».

Сердце нашего музея, Зал славы. На стенах этого зала золотыми буквами записаны имена и фамилии всех Героев Советского Союза – участников Великой Отечественной. Выше, на барельефах, – двенадцать городов-героев и Брестская крепость-герой. В эти дни здесь будет играть камерный оркестр.

Во многих местах расставлены такие фигуры: загубленные души и их палачи.

автор Роман Жигун студент из Москвы