Театр русского зла или Как Андрей Звягинцев убил свою старушку
На модерации
Отложенный
Начинать писать о «Левиафане» Андрея Звягинцева нужно с констатации факта: мы все теперь преступники. До выхода фильма на большой экран осталось две недели, но широкая премьера, можно считать, уже состоялась. В сети уже появилось мнение, что фильм выложили в открытый доступ «гебисты», чтобы опорочить автора и испортить впечатление о фильме. Так оно или не надо паранойи, но, по мнению режиссера, все, посмотревшие фильм с торрентов или в онлайн-кинотеатре и с таким воодушевлением пустившиеся в его осуждение или прославление — преступники. Да, нелегко соблюдать законы; даже сам режиссер настаивает практически на «документальности», на типичности сюжета своего фильма, посвященного принципиально внеправовому русскому злу.
Русское зло — можно бы писать с заглавных букв, но не в случае «Левиафана». Фильм до дурновкусия литературоцентричен, и дело не в Гоббсе с киллдозеристом Химейером, который застрелился и мемуаров не оставил. Тут, внутри «Левиафана», и сказка про мужика, который за правдой ходил, и весь Гоголь, и Катерина, прыгающая с утеса, отчего люди не летают. Школьную программу по литературе (по большей части советскую — ту, что против самодержавия и попов) разжевали для зрителя так, будто за дурака держат. Одна осталась загадка, сама ли жена главного героя в море кинулась или городское начальство подстроило, чтобы окончательно проблему строптивого слесаря ликвидировать и храм построить. Подлая мыслишка — но ряд комментаторов картина на нее навела.
Звягинцев — большой мастер топорной детали. Трудно не заметить, как кокетливо камера оператора Михаила Кричмана съезжает по торпеде ДПСного уазика с иконок на голожопых красавиц, как отец Василий, утешив овдовевшего Николая притчей об Иове, через минуту бросает хлеб свиньям, и тому подобное. В подкорке оседает вся эта грубая деталировка, и зритель уже готов к утверждению мощнейшего финала фильма: церковь — зло.
Воскресная проповедь в последних кадрах «Левиафана» накладывается на кошмарное предчувствие, что этот новенький, сверкающий свежим золотом храм поставлен на месте дома Николая, что ради него случилась эта история предательств, насилия и несправедливости. В довершение всего это не актерская игра, а настоящий verbatim. В финал вмонтирована реальная проповедь, смысл которой Звягинцев выворачивает наизнанку, вставляя кадры с городским начальством, только что уничтожившим семью простого автослесаря.
Подобные игры с монтажом характерны для пропагандистской продукции. Но разве «Левиафан» — пропаганда? Ничуть! Это большой фильм, мастерски снятый, с прекрасной актерской игрой. В особенности нужно отметить главного злодея, мэра в исполнении Романа Мадянова, — он единственный кажется живым персонажем, в то время как остальные больше похожи на пластиковые марионетки авторского театра русского зла. Марионеточная достоевщинка семьи слесаря, которую предают все — не только местное начальство, но и сама Москва в лице адвоката, старого друга Николая, — предают, как оказывается, ради постройки храма, происходит в условных декорациях: серые пейзажи депрессивного северного поселка, обрамляющие картину театральные скелеты судов, мертво бьющее в камни бесцветное море. Весь этот минимализм сурового стиля (и герои, будто сошедшие с советских полотен, но пока сходили — походя спились) с его условностью был бы хорош, если бы не орущая с экрана (и четко проговариваемая в интервью автора) претензия на «достоверность», дающая в итоге обратный результат, потому что уж либо условность, либо достоверность, а вместе — нельзя.
Вот что удивительно: фильмов о вечном конфликте власти и простого народа снято было немало.
Но «Окраина» Петра Луцика 1998 года, которой тогда до посинения испугались либеральные критики, прошла незамеченной в прокате. Стал классикой, но не знаменем революционного сопротивления силам коррумпированного правопорядка «Конвой» Сэма Пекинпа 1978-го. А градус обсуждения «Левиафана» уже напоминает шумиху вокруг «Доктора Живаго». Тогда тоже художественные достоинства книжки затмил жар идеологической борьбы.
Может быть, потому что «Левиафан» — не зрительское, а фестивальное кино, ориентированное не на прокат, а на премии? Популярные мифы о России — преступную власть, пакостную церковь, водку и разруху — картина демонстрирует все свои два часа с размахом. Образ дополняет слабоволие (вовсе не бессилие перед обстоятельствами неодолимой силы) главного героя. Формула изготовления такого кина разработана в конце 80-х, она проста: гипербола + банальность = чернуха. Правда, тогда социальный запрос на «Россию в говне» был внутренний, теперь он, скорее, внешний. Этому запросу «Левиафан» удовлетворяет на отлично.
А может быть, не все так однозначно плохо; может быть, трагедия маленького человечка Николая Сергеева, потерявшего все и сразу, иллюстрирует не кровавую и безальтернативную — по Звягинцеву — сущность русской власти и православия, а в самом деле так трудно, через Островского и Достоевского, переложена им притча об Иове, вдруг поглядевшем в зеркало действительно уникальной русской мерзости? Ведь как притча не сразу смотрится и фильм Карена Шахназарова «Город Зеро» 1988 года, перекличек с которым у «Левиафана» слишком много, чтобы это было случайностью. Буквально совпадают первые кадры обоих фильмов: на пустой перрон города N приезжает ободранный поезд, выпускает единственного пассажира и отходит в туманный nevermore. Совпадает и судьба главного героя, попавшего в лапы местного начальства, — фантасмагорического у Шахназарова, плакатно злого у Звягинцева.
Живет на Севере, не так далеко от мест, где снимался «Левиафан», священник Ярослав Шипов. Пишет рассказы. В них все то же самое: повальное пьянство, разврат, суеверие, сплошные похороны, — вся глупая мерзость русской жизни, вечная тема национальной литературы и травелогов интуристов. Даже Почта России работает как ей положено: на смех людям. Но рассказы эти написаны с любовью. А в «Левиафане» — по воле автора даже водка не дает радости.
Стоит все-таки исправиться и пересмотреть «Левиафана» в официальном прокате. Может статься, что смотреть большой фильм на маленьком экране действительно преступление, что заунывной тарковщине звягинцевской камеры в самом деле требуется соборность просмотра, и тогда финальная проповедь о правде и истине вызовет коллективный зрительский экстаз — только во что он выльется? В сочувствие недотепе Николаю? В веру, чему учит история Иова? В ненависть к земле, где наяву случается ветхозаветный ад и нет спасения? Мне пока кажется — последнее.
Был такой знаменитый в середине позапрошлого века персонаж Владимир Печерин. В 1836 году он бежал из России в Европу и в католичество, прославился в Ирландии как проповедник. Россию он оставил, считая ее «землей мертвых», не отмеченных отпечатком Создателя. После его смерти в бумагах нашли стихи:
Как сладостно отчизну ненавидеть
И жадно ждать ее уничтоженья,
И в разрушении отчизны видеть
Всемирного денницу возрожденья!
Ненависть — страшная сила. Вот только жить с ненавистью в душе неприятно. Хотя и она — право имеет.
Комментарии
Дали тоже не гений, психически больной человек, просто распиаренный великосветской проституткой Галой, она с этой известности тоже поимела...
Поискуснее есть живописцы. Ничего гениального в технике Дали нет. Художник как художник. А больное сознание налицо.
Вас убедили в том, что он гений, пиар называется... Ну считайте, что гений, никому не мешает.
Написать копию с картины Дали сможете? :-)
2. Художественное ремесло включает в себя множество приёмов. Техника живописи у Дали обычная классическая - с помощью лессировок. Любой художник способен сделать копию, чем точнее требуется копия, тем больше уходит на это времени. Копирование старых мастеров входит в программу обучения, или по желанию самих студентов.
Я, будучи студенткой Саратовского художественного училища, работала на кафедре анатомии, и делала для кафедры копии со старинных гравюр в технике офсет, я делала пером и тушью. Вы можете их увидеть в кабинете декана кафедры анатомии Саратовского мединститута.
Но вам думаю все равно. Да и я не график.)))
может стоит задуматься о том, что бы поменять место жительства?
"инфинити"?
Я вот посмотрела и описала свои впечатления. Ниже.
вам в жизни чернухи не хватает или у вас склонность к садомазо?
за последние годы какие наши фильмы получили признание на западе?
Художник глобус пропил, Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына ну и Левиафан.
Нужно объяснять, что востребовано на западе от нашего кинематографа.
Я ведь не ратую за запрещение.
А некоторым кому здесь так невыносимо плохо, что мешает сменит место жительства?
http://maxpark.com/community/88/content/3229511
Вот это от НАСТОЯЩИХ- из первых рук!
ну да, как раз в тот городишко в пиндостане где и жил исходный герой-бульдозерист, который отчего взял и покончил с собой от хорошей и свободной от чиновничьего произвола жизни...
а потом самому избраться во власть и показать как нужно.
а то у меня на окраине есть один родственник, который страшно гордится тем, что с 1991 года ни разу на выборы не сходил.
правда у него все вокруг казлы, воры и скоты....
кадилом по лбу треснули наверное.
На выборы ходить не надо. Там уже давно орудуют жулики и воры.
Ваш родственник прав.
А что делать, если нет ресурсов?
Не пробовали?
и куды тогда бедному селянину податься?
А ты? )))
2. - я не пиарюсь самым ублюдочным хамством, в отличие от порвтож..х звягинцевых.
2. У тебя ничего нет из того, что покупается в линейке пиара. Отдыхай. )))
____________
ДАЖЕ ВОДКА не дает радости..!! С ума сойти.
Они тысячи лет как железные тараканы ползут к своей цели - мирвого безраздельного господства, используют все для этого, в том числе и НЛП. Масс медиа и кино и театры, где сидят за главных такие мордовороты как Райхельгауз, страшное дело в россии , что творится , все используется для тонких идеологических диверсий, для размытия идентичности русского народа.
ну так сказано же было, что фильм не для проката, а для фестиваля...
в другое время его вряд ли кто заметил, но тут как раз в масть - наехать на Россию за их же деньги... :)
То же самое было в Место встречи изменить нельзя, когда брали нашкодившего молодого батюшку и в проеме двери показали золотые купола московской церкви... берут иуды свой налог и капают на мозг беспечных россиян.
"сказка про мужика, который за правдой ходил"
"против самодержавия и попов"
Вы что думаете , что Дьявол - это несуществующий персонаж сказок? Может быть у Вас очень хорошо работает механизм вытеснения, как у страуса? Но это не значит, что нет Дьявола и его адептов. Это из той же оперы, что Вы смотрели много раз Место встречи изменить нельзя по жидам Вайнерам и не заметили явную сатанинскую деталь.
1. Берём любую х...ню произошешую на западе/востоке без участия русских;
2. Вставляем на место глав. злодеев русских;
3. Переносим место событий на территорию России и/или рядом с расположением русских войск/людей;
4. Пишим плаксивую книгу/хронику (снимаем жалобный фильм);
5. ??????
6. PROFIT!!!!
и правильно... унылое говно...
раскрученное цру...
Уточню. Они дают в зависимости от количества дерьма... Россия как таковая тут не причем. Сейчас все фестивальное кино - сплошная чернуха.
Что касается существа картины-пожалуй, она действительно не удивит нашего российского и постсоветского зрителя безрадостностью провинциального бытия. И от этого еще сильнее щемит сердце-когда же это кончится? Когда у людей будут нормальные условия для жизни? Когда кончится чиновничий беспредел? Когда прекратим амнистии для воров и за их счет переселим оставшихся ветеранов в дома с горячей водой и удобствами" не во дворе"?
Вот об этом заставляет задуматься "Левиафан"...
Сразу поняла, как поэпизодово прошлась по фильму, что это говённая поделка для западного феста с прицелом на премию (еще гнида и 80 000 000 бюджетных рублей оприходовал). Художественные приёмы дешевые до неприличия (мне было стыдно за автора "Елены"), хотя и в "Елене" надо сказать намеки на быдловатость сына Елены тоже были весьма топорные - бутылка пивасика в руках была визитной карточкой этого образа. Да и вообще непонятно, что связывало Елену с ее мужем-бизнесменом, послюнявили и слепили...
Сцена проповеди в храме вообще художественная срамота. Вообще фильм больше напоминает карикатуру на подобного рода фильмы, вот чуть-чуть юмора и была бы комедия.
Вот здесь фоторепортаж из настоящей Териберки. ссылка на maxpark.com Предлагаю отыскать там на картинках храм, он там есть...
Териберка входит в реестр умирающих городов России. ссылка на maxpark.com Таких городов немало по всему миру, это обычное дело, Припять, Детройт например, развалины древних городов... нет ничего вечного.
А настоящая действительность именно такова: нищий и спивающийся народ, бессовестные чиновники, издевающиеся над этим народом и при этом соревнующиеся между собой кто проникновеннее поцелует зад у начальства, служители культа, сросшиеся с чиновниками, с государством, врущие бесконечно и носящие часы по 50 тыс. евро (что по мне так и ладно, не мое дело), но при этом призывающие паству к аскетизму.
А показывать все это нужно для того, чтобы люди понимали в какой точке развития они находятся. И чтобы начали, наконец, жить своей головой.
Люди и так это все знают. А для тех, кто не знает, есть СМИ и интернет. А что касается "правды жизни", так люди, извините, и в туалет по большому регулярно ходят. Это тоже - правда жизни, но показывать ее на экране абсолютно не обязательно...
Что касается того, что художественный фильм должен обязательно состоять из вранья - то Вы, конечно, можете так и думать. А я думаю по-другому.
Советский кинематограф - на 90% бездарные идиотские фильмы вроде "Москва слезам не верит". Как это дерьмо может смотреть человек образованный? Никак. Да, были хорошие комедийные фильмы. Но что прикажете, кроме комедий ничего не снимать?
По своему опыту скажу, что запросто. Может еще и удовольствие от него получать. :-)
Вообще для меня советский кинематограф (с середины 60-х до середины 80-х) - это практически эталон кинематографа. Средненьких фильмов было много, но откровенно слабых вообще не было (спасибо худ. советам), а количество реальных шедевров исчислялось десятками. К сожалению, это все в прошлом...
Как же не было слабых фильмов? А "Москва слезам не верит", "Спортлото-82", "Премия" и прочая несуразица? Да, был Тарковский, был Гайдай, были еще приличные да и талантливые режиссеры. А актеры - их было еще больше, талантливых. Но 90% ушло в свисток, в ту самую "Москву" и прочую халтуру в стиле соцреализма. Иностранных приличных картин было и в те годы гораздо больше.
Что касается "западников" - так они и "Титанику" Оскар (и не один!) дали. А уж этот фильм вообще за границами добра и зла находится по художественным качествам.
Согласен, что "Спортлото 82" не самый худший фильм Гайдая. Он на втором месте по бездарности у этого замечательного режиссера.Замечательного - без иронии. Самый худший - это где Харатьян играет, действие фильма - в США. Какое-то уж совсем непотребство. Гайдай - и до такого докатился. Я не верил долго, что Гайдай режиссер этого "фильма".
Тарковский - для ценителей кинематографа, настоящего кино. Любить его смысла нет, это как "Война и мир" в литературе: мало кто любит, но все люди с гуманитарным образованием читали.
Я бы поставил его на третье место. Есть еще фильм "Операция кооперация", снятый в конце 80-х. Он получше "Дерибасовской", но на порядок хуже всех старых фильмов Гайдая. Кстати, тоже с Харатьяном.
Тарковского не люблю за затянутость, длинные планы и т.д. Терпения не хватает смотреть его фильмы.
Что же до Тарковского - так никто Вас не убеждает его смотреть. Были и другие хорошие режиссеры, например, друг Тарковского Василий Макарович Шукшин. Он же замечательный актер и писатель.
такой задачи в нем нет - он спецом заточен под пиндосовский заказ
недаром звягинцев сразу продал его в 50 стран...
а что б его смотрели в России спецом выложил его в торрентах и громко заявил об этом:
- кто смотрел его в торренте - тот преступник
такоя вот современная пиар-компания... :)
Чем конкретно Вы недовольны? Правдой? Так она в фильме смягчена до предела. Ниже этого предела начинается просто ложь.
====================
?
Она ДОЛЖНА быть такой по определению, это специально существующее в искусстве направление с древних времен человечества, как та же комедия или оперетта.
Я только про себя: как только попадается, случайно, кадр из какого-нибудь Титаника - прихожу в ужас.?
и чинуши,, и капитал, и святоши - везде одинаковы...
сюжет то он взял из американской действительности...
но его не интересует "маленький человек и власть"
ему нужно лишний раз пнуть Россию...
и правда тут вообще третична...
И вообще мне всегда интересно: сторонники теории заговоров сами понимают меру своей тупости?
и только тупой баттхертный креакл игнорирует очевидное...
Другое дело, что фильм, на мой взгляд, слабый и неубедительный. Многие события притянуты за уши и нет причинно-следственной связи.
а вы... :)
по вашим фактам все беспробудно бухают...
а вот я, мои друзья и знакомые, в меру пьем за хорошим столом, в хорошей компании, за хорошей беседой...
и это мой факт...
по вашим фактом всё вокруг живут в дерьме и не хрена не делют...
а вот я, мои друзья и знакомые все работают или заняты делом, доходы разные, но у всех в доме чисто, уютно, есть что поставить на стол, вырастили детей и воспитывают внуков...
по вашим фактам - кругом одна коррупция и безысходность...
по моим тоже коррупция, а где ее нет... :)
но... к ней можно приспособиться и использовать с выгодой для себя или бороться законно, или отстреливать...
а если не хватает ума или кишка тонка, то заткни хавальник и не пи*ди, что всё хреново - ты этого заслуживаешь...
вот и всё факты которые я понимаю... :)
а этот урод, собрал все дерьмо в одном месте, поднял всё на дрожжах своего воспаленного мозга и выдал за единственную жизнь России...
вот за это ему премии раздают на западе...
Естественно, в России не все алкоголики и не все дураки. Алкоголиков только 50%, а дураков - 75. Что же, наплевать на 50 и 70 процентов населения и его не показывать?
Что касается наличия или отсутствия коррупции то да, в разных формах она везде есть. Но я сравнивать могу с десятками стран поверхностно и 4мя странами, где я сам вел свое дело. Да, в Афганистане или Сомали с коррупцией еще хуже.Так что,РФ к этому стремится?
Приспосабливаться к дерьму можно,это же органика, его есть можно.Только я не хочу приспосабливаться. Я хочу дерьмо устранить из своей жизни.А приспосабливаются пусть рабы.Или, на уголовном сленге,"терпилы".И пусть приспосабливаются. Только не лают на нормальных людей.
Про режиссера. Он плохо знает жизнь. Пожил бы и поработал в провинции - вот тогда бы и снял правду. А так - натянуто.
дурак вы батенька... :)
конечно я так считаю, мне на ваше мнение накласть... :)
на этом распрощаемся...
"светлый день" надо полагать, но для попа употребление слова,
которое имеет ещё и значение "люцифер", не очень-то "корректно", т.о. этот Печёрин "отторгнут" Родиной как
богоборец и антихрист...
Летят самолёты, идут танки и рушатся православные церкви. и
лишенцы западной демократии бросают пить водку и идут на площади, чтобы уничтожить злобное государство.
Одним словом "Шарли акбар"
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно -- возглас счастья.
Только в уборную -- и сразу же возвращайся....."===== (И. Бродский)
Сцена проповеди в храме вообще художественная срамота. Вообще фильм больше напоминает карикатуру на подобного рода фильмы, вот чуть-чуть юмора и была бы комедия.
Вот здесь фоторепортаж из настоящей Териберки. http://maxpark.com/community/88/content/3229511 Предлагаю отыскать там на картинках храм, он там есть...
Териберка входит в реестр умирающих городов России. http://maxpark.com/community/5101/content/3226948 Таких городов немало по всему миру, это обычное дело, Припять, Детройт например, развалины древних городов... нет ничего вечного.
Тебя точно возьмут как очень интересный беспрецедентный случай...))))
это махровый клонище. однозначно пора к дохтору серьезному ))http://maxpark.com/community/4489/content/3238313#comment-42857606
И еще. Кто мне растолкует, что такое либеральный критик?
такой полно и этот один из них, но поскольку спецом заточен под пиндосовский заказ - вот его и пиарят везде как нечто...
особенно впечатляет, по версии авторов, что без мата (российская версия) он многое теряет...
такое дерьмо есть в любой стране...
собрать всё дерьмо в одном месте, увеличить и выдать за жизнь в России, вот его цель, а не реальная жизнь
Не смотрела и не буду смотреть, хватило обсуждений и выдвижения на Оскар, это говорит о том, кому ЭТО надо!
совершенно так...
Коммент ни ап чём!
Ларса фон Трира посмотри, "Апокалипсис" там много секиса, обогатись впечатлениями! С нами поделишься потом, а?
http://www.pomnimvse.com/16pb.html
Интервью А. Зиновьева для альманаха "Восток"
Интересна мысль цензора отождествляющего фильм фестивальным????? Тем любопытней его взгляд, предполагаю либераста, могуче безмозгло-мозговито..
Кино - это не отражение реальности, это - ее видение, личный взгляд художника, всегда необъективный, эмоциональный, узконаправленный.
Только так можно вы разить чувства.
А прецедентов - масса.
Сколь обильной критике подверглись "Мертвые души" Гоголя? Каждый роман Тургенева встречался в штыки.
И где сейчас их критики?
У нас же есть их опыт.
Воспользуемся?
этого художника не волнует отношение "маленького" человека и власть имущих...
иначе бы он снял фильм там где проходили реальные события - о "маленьком" американце и могущественной компании с мэром...
заказ был на Россию...
вот он сделал...
А общий упрек в негативе о России принимаю. Но это еще долго в кино будет.
--------------------------------
Клевета.
Попытка выдать желаемое за действительность.
Воплощение этой идеи, вопрос "третий".
Драматургия слабая, даже провокационная. Зачем надо было на месте снесённого дома строить храм?! Места под строительство храма достаточно. Замысел искусственно высосан из пальца.
Игра актёров прекрасна.
Содержание правдиво, пропорции сюжета математически просчитаны.
Природа величественна.
Театр русского зла или Как Андрей Звягинцев убил свою старушку
Арсений Штейнер
а что оскар критерий истины... :)
там всё то же и всё те же...
конъюнктура правит бал...
разговор то вообще не о художественных качествах, а политической подноготной....
актеры сыграли как и обычно они играют...
ничего нового в их игре не было...
как кто-то сказал про Панина - играет всегда одинаково
так и у текущих актеров - одинаково
и на счет спившихся - "не видел, и обсуждать его не могу"
держи слово не обсуждай.. :)
нет там спившихся героев...
Фильм - это художественное произведение, а не документ, и автор вправе показывать действительность так, как хочет, с любым политическим подтекстом, осуждать за это нелепо.
Оскар - не критерий истины, я писал о том, что награды обычно частично затыкают рот пропагандистам и заставляют их юлить. Смешно))
чарлики тоже так думали...
за переход - штраф плачу...
а вот за оскорбление - морду бью...
попробуй на улице, нормального мужика послать нах...
в ответку, гарантировано, получишь по сопатке...
а есть оскорбления которые смываются кровью...
пора возрождать кодекс чести, самураев, мушкетеров и дуэли...
а не гомиков... :)
Дай вам бог не встретить водилу, считающего, что "есть оскорбления которые смываются кровью..."))) Расскажете ему о Шарли)))
а то гундосишь всякую хрень, аж жалко бедолагу... :)
я уже говорил тебе - ты большего не достоин... :)