Заметки на полях. Кутузов - сонный гений войны
Заметки на полях. Кутузов - сонный гений войны
http://www.proza.ru/2015/01/15/1491

Светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, генерал-фельдмаршал, изгнавший Наполеона из в России, первый полный кавалер ордена Св. Георгия, был самым нерешительным, ленивым и осторожным в военном деле из всех главнокомандующих империи.
Его считают главным учеником Александра Васильевича Суворова. И отчасти это — правда. Но к Суворову он шел довольно невоенным путем: в 1761 году стал управлял канцелярией принца Гольштейн-Бекского, где быстро получил чин капитана. И значит, командиром роты Астраханского пехотного полка, которым командовал тогда еще полковник Александр Суворов он пришел с работы чисто военно-канцелярской. Однако, надо отдать ему должное: в русско-турецкой войне 1768-1774 годов он за спины не прятался, был ранен, «пулею, которая, ударивши между глазу и виска, вышла на пролёт в том же месте на другой стороне лица», два года лечился, был награжден Екатериной Второй военным орденом Св. Георгия 4 класса. И особо отличился при штурме Измаила, после которого многие историки стали называть Кутузова «правой рукою» Суворова. Однако, при всем уважении к Михаилу Илларионовичу и без сомнений в личной его храбрости, это — всего лишь цитата, вырванная из донесения Суворова об одном очень конкретном бое: «Генерал Кутузов шёл у меня на левом крыле; но был правою моей рукою.»
Интересно, что канонически классический советский историк Е. Тарле, говоря о Кутузове, замечал: «По своим стратегическим и тактическим дарованиям… не равен Суворову и подавно не равен Наполеону». Кутузов это понимал отчетливо и всю жизнь завидовал Суворову. И как-то даже вычеркнул его имя из приказа по армии в 1812 году, заметив, что Александр Васильевич, конечно, великий полководец, но ему, в отличие от Михаила Илларионовича, не доводилось спасать Отечество.
В 1812 году назначение Кутузова главнокомандующим всей отступающей русской армией было вызвано скорее всего тем, что император Александр Первый понял, что свара за власть в армии между генералами Барклаем де Толли и Багратионом зашла так далеко, что можно потерять все еще до генерального сражения.
И, зная осторожный характер Кутузова, он отдал армию ему.
Реакция генералов, кстати, была бурной. Весьма. Самые нелестные отзывы о Кутузове оставили как раз те полевые генералы и герои войны, чьи портреты украшают сейчас галерею их славы в Зимнем дворце: Ермолов, Раевкий, Беннигсен. Багратион просто плевался: «Хорош и сей гусь, который назван и князем и вождем! Теперь пойдут у вождя нашего сплетни бабьи и интриги».
Но интриг не было. Кутузов решил: «Мы Наполеона не победим. Мы его обманем». Далее все известно. Он избегал генерального сражения до самой крайней минуты. Он фактически не командовал битвой при Бородино, дав волю генералам. Он оставил Москву и дал ее сжечь. Он заявил о «золотом мосте для отступающего неприятеля», вяло атакуя бегущую армию Наполеона. Современниками замечено, что во время этой войны он много спал. Но любопытно, что когда на Кутузова донесли в военное министерство, ответ был: «...Пусть спит. Каждый час [сна] этого старца неумолимо приближает нас к победе».
Как горько, но справедливо заметил Де Толли, Кутузов лишь подтолкнул вниз с горы воз, который он, Барклай (и Багратион, конечно), с трудом ввез на эту гору.
Но интересно, что все-таки один человек, презиравший вообще всех полководцев, относился к Кутузову с трепетным почтением. Это был Наполеон. Разгадка, наверное, таится в том, что военный гений был поражен тем, что, нанеся под Бородино удар, по всем меркам европейского военного дела смертельный для России, он проиграл войну.
Но что бы мы разного ни думали о Михаиле Илларионовиче, наша армия именно под его командованием смела Наполеона и после смерти Кутузова дошла до Парижа.
А победителей не судят ни генералы, ни императоры, ни даже сама история.

Андрей Дятлов
Комментарии
А ПОБЕДИТЕЛЕМ или НЕТ ВСЕГДА являются те многие!! тысячи солдатиков, оторванные от человеческой жизни и превращенные в пушечное мясо по ПРИХОТИ их правителей.
Я родом из Сибири, и многие вещи знаю далеко не по наслышке.
И этой "незаурядной" было глубоко наплевать на какую-то там "особую ответственность",удовлетворяя свою животную жестокость( даже жаль животных за такое сравнение)
"Не числом, а уменьем!" понимал, похоже, за последние триста лет лишь Суворов.
Да и назовите мне хоть одного правителя земли Русской за последние 600-700 лет, который ПОНИМАЛ об "особой ответственности", оставив на эту тему признания?
" Все знают, что Кутузов - великий полководец. Но мало кто задумывался,
чем же он велик. Он воевал всю жизнь, но не выиграл ни одного знаменитого
сражения, ничего подобного громким победам Наполеона или Суворова у него нет
- ни Измаила, ни Аустерлица. То поражения, то отступления, то довольно
спорные победы с ничейным счетом. Когда задумываешься об этом, то сначала
возникает какое-то неприятное чувство - а может быть, авторитет Кутузова -
дутый? Может быть, он просто плыл по течению, а народ и русская зима сами
все сделали? Трактовка его личности Толстым, надо сказать, лежит в русле
именно такого взгляда на эту историческую фигуру.
Вот Наполеон - это да. Армии под его управлением были на полях сражений
на голову выше своих соперников. Они били всех - и русских, и англичан, и
саксонцев, и австрийцев, и пруссаков, и янычар. Они дрались артиллерией,
"как человек кулаками", огромные массы конницы (революционное новшество!)
сметали и пехоту, и отлично вымуштрованную, но малочисленную кавалерию
европейских армий...
В то же время как стратег Наполеон был никто. Его армии, даже в Европе, еще до встречи с противником теряли до четверти состава из-за болезней и голода! Он совершенно не интересовался судьбой своих солдат. Наполеон не
имел ни малейшего представления о государственном устройстве и особенностях России. Вторгшаяся в Россию Великая Армия не имела ни полевых кухонь, ни палаток, ни нормальных лазаретов - уже в Смоленске на перевязки использовали пергаменты из городского архива.
Но если уж Наполеону удавалось вывести свою армию на генеральное сражение, сделать с ним ничего не удавалось - на поле боя он лучше всех управлял своими солдатами, и те его не подводили.
Насколько отличен от него был Кутузов!...
И Суворов, и Наполеон называли Кутузова соответственно хитрецом и хитрой лисой - такое совпадение отзывов разных людей говорит, что эта оценка личности Кутузова - объективна, и поскольку исходит от полководцев, то
имеются в виду не только качества "лукавого царедворца". Когда после катастрофы союзной нам австрийской армии под Ульмом Кутузову пришлось уводить от уничтожения русскую армию долиной Дуная, от Браунау до Брюнна,
французам ничего не удалось с ним сделать. Лягаясь, как конь, Кутузов не отдал ничего и не пожертвовал никем - а отступление, что ни говори, труднейший вид действий. Действуя постоянно лишь частью сил (остальные-то должны уходить), надо сдерживать все силы противника, и части прикрытия надо, постоянно чередуя, то разворачивать в боевой порядок, то сворачивать в походный, да еще и из перевернутого фронта...
части. Все это технически очень сложно, здесь полководец должен быть в первую голову просто военным профессионалом, но ему нужны еще и понимание местности, и хладнокровие, и, конечно, хитрость. Малейшая заминка - и "хвост", а то и вся армия, были бы потеряны. Я уж не говорю о такой "мелочи", что арьергард русской армии должен был в каждом столкновении с французским авангардом безусловно побеждать.
Это отступление - шедевр военного искусства.
Но в то же время - и об этом осталась масса свидетельств - Кутузов всячески избегал генерального сражения с Наполеоном, даже в конце кампании 1812 года.
Так вот почему мы говорим, что вообще в ту эпоху Наполеон проиграл, а Кутузов победил? Дело в том, что, не проиграв вчистую ни одной битвы, Наполеон проиграл свою главную войну. Можно сколько угодно спекулировать на
эту тему, но Наполеон потерял не только величайшую (вплоть до Гитлера) всеевропейскую армию, но и дело всей своей жизни, и не по своей глупости, а из-за ума Кутузова...
Вот поэтому Кутузов и "построил золотой мост" Наполеону для выхода из России, а не попытался захлопнуть его армию. Да, планы Кутузова нельзя назвать величественными - он хотел не громкой победы, а всего лишь совершенного истребления неприятеля и спасения отечества. Да, Кутузов
отступал, уворачивался, он ни разу всерьез не атаковал Наполеона, не уничтожил его артогнем и молодецкой штыковой атакой...
атаковали - русские отбивались. Французы наращивали удар - он приходился уже по пустому месту. Французы уходили - русские вцеплялись в них сзади.
Французские генералы с обидой вспоминали, что они раньше Кутузова успели бы к Малоярославцу, если бы тот не посадил своих солдат на подводы. Это было не по правилам, но у Кутузова в решающий момент войны оказалось под рукой несколько тысяч телег с упряжными лошадьми, видимо, по чистой
случайности. И Великой Армии пришлось идти не по благодатной Украине, а по выжженной Смоленской дороге.
Наполеон, по его собственному признанию, побеждал в сражениях, потому что во всех деталях продумывал их заранее, в отличие от своих противников.
Зато в войне в целом он поступил согласно другому своему принципу: "надо ввязаться в бой, а там посмотрим". А у Кутузова была идея, он ее реализовал, и эта идея оказалась правильной.
Кутузов, я так понимаю, точно рассчитал, что Наполеону не удастся обеспечить фуражом более 50 тысяч лошадей.
Кутузов понимал войну, а Наполеон - нет. Что радости Наполеону, что он непобедим? От его "Гранд Арми" осталось в живых 5 тысяч человек. Это от пятисот или шестисот тысяч!
Кстати, план Кутузова не был планом гения-одиночки - министр обороны Барклай-де-Толли придерживался тех же взглядов, что и Михаил Илларионович. Он, видимо, и был автором этого плана, ведь вообще именно Барклай-де-Толли был генератором нестандартных решений - вспомнить хотя бы его вторжение в Швецию... через замерзшую Балтику! Самым удивительным было не то, что операция удалась и привела к нейтралитету Швеции, а как сама мысль могла прийти в голову военному профессионалу - марш целой армии в течение нескольких суток, с ночевками на льду... аналогов в истории ни до, ни после не было и не предвидится...
Потому что важнейшей предпосылкой этого плана было признание неприятного и неприемлемого для всего русского общества того времени факта: мы не можем победить Наполеона тем способом, который считался тогда
правильным - разбив его армию в генеральном сражении. Кутузов знал, что сделать этого нельзя. Именно поэтому его план войны был непопулярен. Не могло русское общество прийти к этому плану "своим умом". Мы теряли одну из
столиц, теряли значительную часть страны, мы претерпели осенью 1812 года национальное унижение - впервые за 200 лет неприятель вторгался в сердце России. Но Кутузов последовательно и целенаправленно свой план выполнял.
Бородинское сражение было нарушением его плана, это была уступка общественному мнению, Кутузов сражения не хотел, но не уступить не мог дажеон. Русская армия страстно желала одного - умереть под стенами Москвы - кто
бы мог воспротивиться?
Хотел ли Кутузов победить при Бородине?
Вот дилемма - все российское общество рвалось в бой. Не было солдата, офицера, генерала, который боялся бы сражения, который хотел бы отпустить армию Наполеона, как потом оказалось, умереть своей смертью. Но принимать правильного сражения было нельзя. Кутузов признал превосходство Наполеона в
тактике и оперативном искусстве и наверняка уничтожил его.
Мало кто понял Кутузова, но не из-за его чрезмерной мудрости: предпосылка к плану Кутузова была для всякого русского оскорбительна, только в этом было все дело. Признать реальное положение дел не всегда трудно, но порой очень обидно, и обида мешает действовать правильно. И Сунь-цзы говорил: "Если полководец чрезмерно обидчив, его могут спровоцировать".
Ведь даже и Кутузову не удалось до конца выполнить свой долг перед Россией, ему не удалось уберечь всех нас от страшной ошибки.
Таким было мнение Кутузова, и об этом на смертном одре весной 1813 года просил он царя. А царь просил прощения у него за то, что не послушался.
Кутузов ответил "Я-то прощу, простит ли Россия?".
Мы знаем об этом разговоре со слов лишь одного человека - чиновника для поручений, который его подслушал, спрятавшись за ширмой. Достоверность его не стопроцентная, но даже если он выдуман, сама идея этого диалога не могла появиться на пустом месте. Нечего нам было делать в Европе, Кутузов знал
Европу и понимал, что, пытаясь играть какую-то роль там, русское общество ошибалось.
И можно лишь гадать, что было бы, если бы Александр внял-таки мольбам Кутузова и не пошел в Европу вслед за Наполеоном..."
Такой анализ личности М.И.Кутузова дан А.Паршевым в книге "Почему Россия не Америка?"
С другой стороны, такой автор, как А.Паршев мне очень импонирует. Он даёт нетривиальные объяснения многих исторических событий в прошлом и в настоящем, и я считаю, сегодня его нужно изучать. Давая выдержки из его работ на Макспарке, тем самым можно было бы привлечь внимание думающих людей к тем выводам, которые сделал А.Паршев в своих книгах.
Ну и полный список help'ов вот здесь - http://maxpark.com/user/faq/content/836043