Известны его оценки событий, предшествовавших трагедии. "Надвигается тотальное растление украинцев - вот что страшнее всего. Мы уже были свидетелями, как тот или иной закон лоббируется за деньги. Вот для чего им нужны партии. И они ринулись их "прихватизировать".
За полгода до выборов "Рух" раскололся. Зампред Юрий Костенко, уже дважды министр, уже трижды нардеп, увел за собой немалую часть его актива. Так наряду с НРУ ("Народный рух Украины") появился УНР ("Украинский народный рух"). Не двойник - антипод. Так закончилось первое десятилетие украинской независимости, еще можно сказать "тихое". Но тогда и были выношены лозунги, которые теперь звучат во сто крат громче: "Либерализм! Европа! НАТО! Подальше от Москвы!"
Дело об обстоятельствах гибели Чорновила органы правосудия открывали и закрывали столько раз, но в нем и поныне столько темных мест, что случайное ДТП на ночной дороге под Борисполем так и осталось лишь "рабочей версией". В публичном вакууме повисают и все заявления Тараса Чорновила, которого трижды после смерти отца украинские избиратели посылали в Верховную раду. Вот, кажется, последнее:
"Поначалу никто не хотел убивать отца. Сначала они долго и нудно пытались расколоть Рух, деморализовать его, юридически не дать отцу выдвигаться кандидатом в президенты. И, кстати, в той операции против Чорновила принимал активное участие и Виктор Андреевич Ющенко... Через Нацбанк. Он финансировал всех людей из группы Костенко, которая воевала с отцом. [...] Потому что из Ющенко тогда активно делали лидера всех национал-демократов, один Чорновил сказал, что он его никогда не поддержит".
После таких событий пейзаж украинской политики было уже не узнать.
Философствовать молотом
У нынешнего поколения майданов другие лидеры и задачи, другой масштаб. Если председателю ВО (Всеукраинского объединения) "Свобода" Олегу Тягнибоку Галичина стала тесной вследствие первой "оранжевой революции", то руководителю ВО (Всеукраинской организации) "Тризуб" имени С. Бандеры "полковнику" Дмитрию Ярошу - вследствие второй. В молодости оба прошли через "Рух", а Тягнибок в свое первое депутатство даже примкнул к его парламентской фракции. Примечательная деталь: "Тризуб", детище филологов Дрогобычского пединститута, справил уже 20-летний юбилей. Опять странное сходство различий: если за Тягнибоком стоит т. н. "ядерный электорат", выражающий свои политические пристрастия все-таки через избирательную урну, то за Ярошем - штурмовые отряды, более склонные к уличному утверждению "порядка" в стране.
На горизонте это различие исчезает - будущую Украину те и другие видят одинаково. Не прощупывается оно и в сфере идеологии. Обозревая творческое наследие основоположников украинского национализма, Тягнибок наблюдательно подметил их родовую черту: "склонность философствовать молотом". С полным правом он может отнести ее и к себе. Партия, поначалу называвшая себя Социал-национальной (СНПУ), за тринадцать лет, от Галицкой ассамблеи времен Чорновила до "оранжевой" революции 2004 года, приобрела настолько устойчивую неонацистскую репутацию, что, казалось, избиратель вот-вот смахнет ее с доски.
Пришлось поменять название, отсюда - "Свобода": "Мы живем в СВОей БОгом ДАнной стране".
В 2012 году маргинальная украинская партия вдруг преодолела в масштабах Украины 10-процентный барьер и провела в Верховную раду 37 депутатов. Два года ее фракция "философствовала молотом" на виду у всей Украины. И вот октябрь 2014-го, опять выборы в Раду, на сей раз внеочередные. Растаявший больше чем наполовину "ядерный электорат" прокатил партию списком и ее лидеров по отдельности.
Национализм как русофобия
Идеология украинского национализма сложилась в основном в те же самые годы, на стыке 20-30-х, когда национализмами вскипела вся Европа, а в одной из ее стран процесс перешел в злокачественную стадию - национализм переродился в нацизм.

Украина, за которую боролся Роман Шухевич, к счастью, не состоялась. Фото:
Photoxpress
Сегодня, на фоне третьей Руины, обвинение в нацистском перерождении бросают и украинскому национализму. Но тут уж давайте разбираться: какому? Старому или новому?Обратимся к первой программе ОУН (1928 год) - там: создание сильного и независимого Украинского государства; способ достижения независимости Украины - революция;"Украина - украинцам!"; верховенство нации над личностью, религиозность, коллективизм, традиционализм и т. д. Следующая программа ОУН реформированная (1943 год) - в ней все то же самое, но вместо "Украина - украинцам!" признается "равенство всех граждан Украины независимо от их национальностей". Бандера протестовал, но повлиять на решение своего преемника и командующего УПА Шухевича не мог: Гитлер держал его в концлагере, впрочем, комфортно. Последний глава ОУН и генерал-хорунжий УПА Василь Кук остался верен завету прежнего командира.
Неменьшее изумление вызывает брошюра "Кто такие бандеровцы и за что они борются", которую ОУН засылала в СССР после войны. Изданная в 1948 году, при живом Бандере, живом Шухевиче, живом Куке, она соединила взгляды всех троих. Лозунга, который вызывал столько расколов в среде украинских националистов, в нем тоже нет. Бандеру удалось переубедить? Не знаю. Но знаю, что идеологический документ такой важности вразрез его взглядам не мог бы появиться на свет.
Если разобрались с украинским вопросом, то уж и с российским попробуем, тем более что брошюра ему и посвящена. Вот квинтэссенция: "К борьбе вместе с нами, к борьбе за свержение большевистского режима мы зовем все порабощенные советские народы, трудящиеся массы всех национальностей СССР".
Заметили ли вы, сравнивая процитированные тексты, что в них отсутствует начисто? Нет русофобии! В официальных текстах еще встречаются "ляхи" да "москали", но подразумеваются не столько народы, сколько их правящие элиты. Так было до 1968 года. На пике "холодной войны" (этот год вместил в себя студенческий бунт в Париже, Суэцкий кризис, Пражскую весну) IV Большой Сбор ОУН (р), она же ОУН (б), принял обращение "К порабощенным народам и их эмиграции", в котором впервые появилась формула "Русский народ - народ-поработитель". Не власть, не партия, не вожди, а народ, и не советский, а русский. Он один поработил все остальное население СССР.
Так что у новых поколений украинских националистов появился выбор, какой идеологии поклоняться - дружелюбной к русскому народу или русофобской. Приходится сделать вывод: вместе с харизматичным лидером Галичины погиб и настоящий украинский национализм".
Этот процесс принял скоротечный темп уже в новой, суверенной Украине, но скрытно он шел и в советское время. Вот свидетельство человека, знающего, что почем. "...В 1945-1946 гг. мы перебили банды на уровне куреней, кошей и сотен. А вот службу безопасности нам добить толком не дали. Когда в 1946 г. мы вышли на уровень надрайонного руководства, следы потянулись в ЦК Украины во главе с Хрущевым. Тут нас и остановили.
В 1946 г. свернулась работа по борьбе с бандеровцами в Ровенской и Львовской областях. Были ликвидированы отделы СБ, ОКР СМЕРШ, ББ (борьба с бандитизмом). Сняли с должности генерала Трубникова, руководителя Ровенского управления НКВД, и генерала Асмолова во Львовской области. А из Киева во Львов перевели по указанию Хрущева генерала Рясного, как оказалось после, сочувствующего националистам.
В 1974 г. я приехал на Западную Украину, и мои друзья рассказали, что на многих высоких партийных и хозяйственных постах, не говоря о мелких, особенно в сельской местности, в Ровенской, Львовской, Ивано-Франковской областях, стоят люди ОУН. Бывший до 1972 г. первым секретарем ЦК КП Украины П.Е. Шелест скрывал все это от Москвы.
...Особое внимание надо уделить "сотне отважных юношей" и такой же "сотне отважных девушек" при отделе особого назначения. Это была настоящая кузница кадров ОУН-УПА. Вся молодежь делилась на три возрастных группы, 10-12 лет, 13-15 лет и 16-18 лет. У всех этих половозрастных групп были свои задачи, действия и спрос. Самые младшие использовались как наблюдатели, разведчики и связные, более старшие - как диверсанты. Например, в сотне отважных юношей при отделе особого назначения начинал свою "трудовую деятельность" в качестве разведчика будущий президент Украины Леонид Кравчук.
О том, насколько это была серьезная организация, можно судить по тому, как они вели наблюдение за танковым резервом 1-го Украинского фронта, стоявшего в Тучинском лесу в 1944 г. с последующим наведением на него немецкой авиации. Не любили мы этих юношей, бывало, окружим банду, убившую наших товарищей, а они бросают оружие, поднимают руки и кричат, что они "дети"...
Из мемуаров разведчика, сотрудника СМЕРШ Ю. В. Тараскина, в свое время внедренного НКВД в средний командный состав бандеровского подполья.
Теперь понятно, почему убежденный украинский националист, антисоветчик, диссидент Вячеслав Чорновил никак не мог бы оказаться в Ново-Огарево, где руководители "трех славянских республик", спасая СССР, тайно сговорились его похоронить? Он исповедовал другую точку зрения - не на судьбу Советского Союза, а на судьбу Украины. И Галичина, которую тоже задела страшная украинская Руина, вспомнила своего потерянного лидера.
Так это галлы!
В сентябре, за месяц до парламентских выборов, во Львове открыла свой офис новая Галицкая ассамблея. Впрочем, на сей раз ее имя длинней - теперь она Европейская. Сокращенно ЕГА.
А месяц спустя стало ясно, какая политическая сила за ней стоит. Взамен выдутой на улицу "Свободы" фаворитом галичан стала партия "Самопомощь", лидер которой, львовский мэр Андрей Садовый, открыто принял участие в инаугурации ЕГА. С ходу войти в тройку лидеров, занять в Раде практически все места, еще не остывшие от фракции Тягнибока, и даже в столице государства собрать вдвое больше голосов, чем в своем родном городе, - разве могло это не возбудить новых подозрений в "галицком сепаратизме"? Мало того что творится на востоке страны, так теперь еще и запад готов оторваться и уйти в Европу без остальной Украины.
Впрочем, учредители ЕГА, а по большей части это былые соратники Чорновила, интеллектуалы, либералы и, конечно, патриоты украинской идеи, такой однозначный вариант отрицают. Их проект многовариантный. Ключевой лозунг - "Европа в Украине начинается с Галичины" - нисколько не противоречит уже запущенному механизму евроинтеграции, но в любом случае предусматривает объединение трех областей с правами самоуправляемой автономии. Вроде бы все "по Чорновилу". Но он-то рассматривал Галицкий субрегион как начальную федеральную единицу Украины, а тут еще целый веер возможных решений. Владимир Павлив, председатель ЕГА: "Меня интересует автономный статус для Западной Украины или отдельно взятой Галичины, а что там будет за Збручем, меня совсем не интересует. Целостность Украины для меня имеет меньшую стоимость, чем благосостояние Галичины". Вслух: пора выйти из так называемого "русского мира", пора Галичине вернуться в Европу и привести туда за собой всю Украину. Намеком: а можно и самостоятельно, без "другой" Украины. И чтобы Европа не наложила вето на добровольное вхождение в ее состав нового государства, реформаторы еще в чернильнице видят ее членом ЕС и НАТО.
Все это очевидные признаки Руины, которая всегда приводит к утрате единой национальной идеи.
В Галичине она располовинилась особенно резко. Здешний националист ощущает себя прежде всего украинцем, сторонником унитарной державы, потом уже - галичанином. Он считает своим долгом нести украинскую миссию за Збруч, за Днепр, а желательно и за Дон. Но, одновременно, поднялось и влияние либеральной интеллигенции, которая не отвергает майдан, но и не усердствует в его акциях. В ее восприятии "Свобода" - типично нацистская партия. Бандера, Шухевич - не герои, а всего лишь фигуры прошлого. Времена Франца Иосифа, "бабки Австрии", вот что вызывает у этих людей ностальгию, от которой излечиться можно только Европой.
Тут невольно задаешься вопросом: а галицкая национальная идея, она возможна? Что могло бы объединить местный субэтнос украинского народа, тоже расколотый на "сепаратистов" и "федералистов"? Попытка не пытка, и она уже сделана: раз таким объединительным эффектом не обладает культ Украины, может быть, его заменит культ Галичины? Инженер Теодозий Король из города Калуш Ивано-Франковской области написал книгу "Мир восточных галлов", которым уже два года зачитывается вся Западная Украина. Изучив местную топонимику, он пришел к твердому выводу, что галичане - это потомки древних галлов, когда-то проходивших через Карпаты. Вообще-то наука не отрицает следов галльской культуры в этих местах. Возможно, какое-то галльское племя не пошло дальше в Европу, за соплеменниками, осело в горах, постепенно обрусело, затем украинизировалось, но в основе так и осталось галльско-галицким. Отсюда вывод: украинцы, русские и галлы (галичане) - три совершенно разных народа. Галицкий язык - не диалект украинского и ему больше подходит латынь, чем кириллица.
Похоже, открытие Теодозия окрылило большинство галичан, хотя и пересмешников среди них предостаточно. Во всяком случае уже всерьез обсуждаются такие экзотические проекты, как учреждение галицкого языка, идентификация галицкой нации и даже возможные кандидатуры в президенты Галичины. А чтобы из всего этого родилась местная национальная идея, осталось договориться тем, кого влечет вперед, к Францу Иосифу, и тем, кого тянет назад, к предкам галлам.
Комментарии